Перейти к публикации
Проксима

Вперед - на Марс!Часть 6.Альтернативные двигатели

Рекомендованные сообщения

38 минут назад, Виктор Филиппский сказал:

А художником-постановщиком был Ю.П.Швец.

Мне это напоминает росписи в Соборе Святого Петра, где в одном месте и в одно время собрались три мегагения - Рафаэль Санти, Микела́нджело Буонарро́ти и Леонардо да Винчи.

Так и при создании этого фильма, "компашка" собралась соответствующая - Циолковский, Швец...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Виктор Филиппский сказал:

А художником-постановщиком был Ю.П.Швец.

Мы все хорошо понимаем роль в кинематографе режиссера, оператора, сценариста, но мы часто забываем о том, что самый первый зрительный образ нового фильма создает художник. Именно в его эскизах рождается то, что затем будет снято.
1934 год... Для первого советского космического фильма нужно выстроить ангар, эстакаду для старта ракеты, космические пейзажи... Волею судеб художнику предстояло встретиться с К. Э. Циолковским: он согласился быть главным консультантом «Космического рейса».

Не раз Швец вместе с режиссером фильма В. Журавлевым ездил в Калугу. Старый ученый стал соавтором создаваемой картины. Он требовал от киноколлег точности, исправлял в сценариях малейшую вольность с наукой, подготовил специальный «Альбом космических путешествий», заполненный своими расчетами, схемами, рисунками, в которых даже изобразил для съемочной группы, как именно должен выходить космонавт через люк корабля без разгерметизации кабины, как будет передвигаться в космосе вокруг ракеты.

В эскизах, привезенных Швецом, Циолковского интересовало абсолютно все: цвет неба вокруг Луны, цвет немигающих звезд, движение теней и их густота, положение Солнца и Земли на небе Луны, поскольку в фильме шла речь о том, как попадает человек на планету и что делает на Луне. Особенно обрадовали молодого художника слова похвалы Циолковского, что созданные им конструкции «по всем законам механики, техники» правильны...

слева направо: художник Ю. Швец, К. Циолковский, режиссер В. Журавлев.

 

Shwez-Ziolkovski.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Люсьен Рюдо, «Затмение с Луны». Автор довольно реалистичных – для своего времени – пейзажей далеких миров, работавший в начале ХХ века.

a1aaa128b17f7e326fbcc701aa1fd184.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 19.11.2017 в 21:37, Виктор Филиппский сказал:

Вот у В.Владко в "Аргонавтах Вселенной" корабль стартует с эстакады,а на Венеру садится на выдвижную пружину! А вот взлетает без эстакады,зачем она тогда вообще нужна??!)))!

Ну, как зачем? Эстакадный старт позволяет ракете стартовать с Земли  с меньшей тягой (экономя топливо), чем для вертикального старта.  А вот для вертикальной посадки такая тяга видимо достаточная.

2016-05-24_23 00 01prezentaciya-ciolkovskiy-009.png

Изменено пользователем Проксима

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересные (на мой взгляд разумеется) китайские плакаты посвящённые космической тематике.

Надпись на плакате: "Продолжайте борьбу по реализации основной стратегии и исторической задачи партии!"

preview_3e6f016a3b98bb64e9079f55e965a095.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Под стать и советские плакаты. Коснёмся первого ИСЗ.

Победу в космической гонке определил талант академиков Сергея Королёва, Валентина Глушко, Мстислава Келдыша, Михаила Тихонравова и их коллег. Спутник летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли, а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта.

Запуск спутника получил неслыханный международный резонанс.
В те дни многие в мире повторяли слова самокритичного американского журналиста: «90 процентов разговоров об искусственных спутниках Земли приходилось на долю США. Как оказалось, 100 процентов дела пришлось на Россию».

pochtovaja_kartochka_sputnik_pioner_kosmicheskoj_ery_26_vi_1962_g.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С тех пор русское слово «спутник» стало международным, а без исследований космоса и без технологий, связанных с запусками спутников, невозможно представить себе нашего настоящего и будущего.

___-__20121105_1910070116.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поэт Ярослав Смеляков в те дни опубликовал такие стихи:

Мы утром, пока ещё смутно,
Увидеть сегодня могли,
Как движется маленький спутник —
Товарищ огромной Земли.
Хоть он и действительно малый,
Но нашею жизнью живёт.
Он нам посылает сигналы,
И их принимает народ.
Победа советского строя.
Путь в дальнее небо открыт.
Об этом звезда со звездою
По-русски сейчас говорит.

otkrytka_zapusk_pervogo_i_vtorogo_sputnikov_zemli_sssr_1958_g.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, Виктор Филиппский сказал:

Плакаты на эту тему быстро захирели,а живописи не дали развиться по ряду соображений!

Интересно, почему?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сложный вопрос...Мне кажется,что виной всему послужила чрезмерная секретность космической программы СССР -у американцев всё было прозрачно,с самого начала они предложили художникам популяризировать проникновение в Космос,допустили практически всюду,в лаборатории,заводы,тренажеры,показывали кандидатов в астронавты ит.д.,у нас-же всё было закрыто наглухо,материалы черпать художникам было неоткуда.Да и Союз художников очень косо смотрел на эту тему-это я уже испытал на себе(((! Народ быстро потерял интерес,так как мало что понимал,ведь это не берёзки рассматривать и цветочки,тут надо иметь определённый уровень знаний.А нет интереса,то и художники бросили этим заниматься,за исключением немногих энтузиастов,ведь денег это не приносило никаких.Абсолютно.Как-то вот так.Очень коротко.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В очередной раз возвращаемся к теме терраформирования Красной планеты. Яблони конечно не цветут, но тем не менее, растительность (и какая (!!!), не какие-нибудь мхи) уже произрастает во всю!

a8d39da0fe75a0fae4a9b50d9ac5fb51.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Памела Ли,конечно,хороший художник,но тут,в картине " На поверхности Меркурия " ей явно не хватило фантазии,изобразив посадочный модуль "Викинга"(! Ну хоть бы защитный экран добавила(((.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поражаюсь детским рисункам. Непосредственность, искренность и просто правда (детская) - зашкаливает!

Шарова Анастасия, 10 лет

1196.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 21.01.2017 в 23:35, Проксима сказал:

 Альтернативные двигатели

433531_art_kosmonavt_trava_skafandr_planeta_gory_rakety_s_1680x1050_(www.GdeFon.ru).jpg
Пусть название этой главы не смущает Читателя. Мы не будем касаться всевозможных двигателей для космических полётов. Их очень много, начиная от фантастических и заканчивая устройствами, противоречащими законам общепринятой физики. Мы зададимся целью разобраться в двигателях, которые реально существуют и самое главное, нам нужно дать ответ, почему эти устройства не получили должного распространения.
Забегая вперёд, скажу, что мы коснёмся только двух типов реактивных двигателей – это электрический ракетный двигатель (ЭРД) и ядерно-термический ракетный двигатель (ЯТРД). Только эти два типа двигателей составляют мало-мальски альтернативу химическим реактивным двигателям. Особенно это касается ЭРД. Об этом двигателе мы и начнём повествование.
Принцип работы электрического ракетного двигателя основан на преобразовании электрической энергии в направленную кинетическую энергию частиц. ЭРД подразделяются на три вида, по способу ускорения рабочего тела, а именно: электротермическим, электромагнитным и электростатическим способом. Эти три вида ЭРД, в свою очередь, подразделяются от четырёх до семи подвидов каждый. Мы будем касаться только электростатических ЭРД, вернее его типичного представителя – ионного двигателя. Это первый хорошо отработанный на практике ЭРД, он достаточно распространён, поэтому мы ему и уделим больше внимания.
Идея использования электрической энергии для получения реактивной тяги обсуждалась ещё К.Э. Циолковским. В 1933 году В.П. Глушко создал экспериментальный электротермический РД. В связи с отсутствием средств доставки ЭРД в космос и проблематичностью создания источников электропитания с приемлемыми параметрами разработки ЭРД были прекращены. Разумеется, в конце 50-х годов прошлого века работы по созданию ЭРД возобновились. К началу 80-х годов в СССР и США испытано около 50 различных конструкций ЭРД в составе космических аппаратов и высотных атмосферных зондов.
В чём же основное преимущество ЭРД перед другими реактивными двигателями? Это прежде всего фантастический удельный импульс. ЭРД характеризуется высокой скоростью истечения потока частиц рабочего тела. В реальности для вышеупомянутого ионного двигателя она составляет 20 – 50 км/с. Это на порядок выше, чем у химических реактивных двигателей. Более того,  теоретически для ЭРД эта скорость ни чем не ограничивается, разве что только скоростью света. Почему же ЭРД не получили такого должного распространения? Основных причины две.
Для начала, поподробнее остановимся на вышеупомянутом ионном двигателе. Принцип работы этого двигателя основан на создании реактивной тяги на базе ионизированного газа, который, в свою очередь разгоняется до высоких скоростей в электрическом поле. Принципиальный алгоритм работы ионного двигателя примерно следующий. Из «топливного» бака газообразный ксенон поступает в ионизированную камеру, где электромагнитное поле отрывает от атомов ксенона электроны, создавая плазму. Её положительные ионы вытягиваются и разгоняются до очень высоких скоростей электрическим полем между двумя сетчатыми электродами. Каждый положительный ион плазмы испытывает сильное притяжение к отрицательному электроду, расположенному в задней части двигателя, и поэтому ускоряется в направлении назад.
Чтобы предотвратить в аппарате отрицательный заряд, используют внешний источник электронов (отрицательный электрон или электронную пушку), вводящий электроны в поток истекающих ионов.Таким образом, выбрасывающиеся с большой скоростью в пространство частицы, согласно третьему закону Ньютона, придают ускорение космическому аппарату.
Теперь, вернёмся к недостаткам ЭРД. Первый недостаток, который лежит на поверхности - это малая тяга. В принципе, это не глобальная проблема. Она решается путём установки на космический аппарат большого количества двигателей этого типа. Это даже предаёт всей системе некую степень надёжности. Каждый двигатель обзаводится «персональной» ёмкостью с рабочим телом. По необходимости часть двигателей можно выключать и наоборот - включать. Этим достигается изменение тяги, потому что для двигателей такого типа делать это «традиционным» способом затруднительно. Спрашивается, зачем уменьшать и без того крохотную тягу ЭРД? На это есть несколько причин. Во-первых, если двигатели питаются от солнечных батарей, то, допустим, по мере удаления от Солнца, электроэнергии для всех ЭРД будет не хватать. Во-вторых, малая тяга - это ещё не есть малое приращение скорости. В отличие от ЖРД, время работы которых исчисляется иногда минутами, ЭРД способен непрерывно работать месяцы, а то и годы. Например зонд Deep Space получил приращение скорости на 4,3 км/с. Ни один космический аппарат до этого таких успехов не достигал (приращение скорости при помощи пертурбационных манёвров естественно не в счёт).
Главным недостатком электрореактивных двигателей является практическая невозможность обеспечения мощным источником электропитания. Тут даже не в том дело, что ЭРД не может соперничать с химическими двигателями в принципе. Для примера можно вспомнить, что двигатель второй ступени «Союза» по мощности превосходит ДнепроГЭС. Естественно, такая мощность для продолжительно работающего двигателя зонда, который выведен на орбиту, избыточна. Но всё же, для полётов космических аппаратов, которые по массе во много раз превышают массу зондов, нужны электроракетные двигатели суммарной мощностью 500 кВт и более. Создать ядерную энергетическую установку требуемой мощности на первый взгляд тоже не проблема, но тут есть один, но очень трудный «подводный камень».
Не вдаваясь глубоко в вопросы теплофизики, постараемся с этим вопросом разобраться. Как мы знаем у любого двигателя (речь идёт о устройстве преобразовывающем тепловую энергию в электрическую) существует КПД. Для ЯЭРД с машинным преобразованием тепловой энергии в электрическую (турбина) практический КПД составляет порядка 20 - 30 %. ЯЭРД, которые используют безмашинный способ перевода энергии ( термоэмиссионный) выдают  КПД равный 10 - 15%. Но и это не самая главная беда. Самая серьёзная и практически труднорешаемая проблема - это способ «утилизации» лишней энергии, от такого низкого КПД. Получается, что не проблема произвести к примеру 15% полезной энергии, очень трудно в условиях космического вакуума охладить оставшиеся 85% тепла. Охлаждать, к сожалению надо, потому что не будет разницы температурных потенциалов. Это, в свою очередь, приведёт к тому, что двигатель не будет работать. В девятнадцатом веке этот интересный момент французский физик Сади Карно прекрасно осветил в своих теоремах.
Есть только один  способ в открытом космосе охлаждать теплоноситель - это излучение. Вот тут, уже начинаются настоящие трудности. Дело в том, что излучение эффективно при высокой температуре теплоносителя, при низкой температуре эффект охлаждения уменьшается. Следовательно, разность температурных потенциалов должна находиться на высоких отметках, что нежелательно для энергетической установки с машинным преобразованием энергии. Термоэмиссионный способ преобразования энергии он менее восприимчивый  к этой проблеме, но как мы говорили выше, КПД этого способа преобразования оставляет желать лучшего.
Мы с вами подошли к «краеугольному камню» ЯЭРД - к устройству холодильника-излучателя. Каким он должен быть? Проглядывается тенденция максимально эффективного излучения, но как его достичь? Холодильники - излучатели по способу передачи энергии подразделяются на два вида - это корпусные и капельные. В первом случае, излучает корпус холодильника. Во втором - излучают мелкие капли теплоносителя. Более эффективен капельный холодильник-излучатель, но и тут есть свои проблемы. Дело в том, что излучение эффективно в том случае, когда длина световой волны приближена к размеру молекулы теплоносителя. Это естественно накладывает ограничения в подборе вещества в теплоносителе и выборе разности температурных потенциалов. В противном случае, и без того огромный холодильник-излучатель будет ещё больше. Из вышесказанного вытекает неутешительный вывод, что с увеличением мощности энегетической установки масса холодильника-излучателя  будет расти непропорционально быстрее. Особенно это касается корпусных излучателей.

1000[1].jpg
Как мы видим на рисунке, холодильник-излучатель занимает львиную долю транспортно-энергетического модуля.
Не меньше проблем и с турбомашинным преобразователем. Если брать в расчёт такие показатели как «надёжность» и «долговечность», то это ни как не вяжется с высокооборотистой турбиной. Турбомашинный преобразователь с небольшим числом оборотов турбины в свою очередь не сочетается с такими показателями как «мощность» и «КПД». Повторюсь, что всех этих «прелестей» лишён  термоэмиссионный преобразователь, но он и лишён половины КПД , какое может быть у машинного преобразователя. Куда не кинься - везде заколдованный круг.
В конце 70-х, в СССР были очень близки к созданию ЯЭРД, но реализация проекта не состоялась, как вы понимаете, по вышеупомянутым технологическим трудностям. Какая причина была «крышкой гроба» этого проекта, я скажу чуть позже. А сейчас, мы зададимся следующим вопросом, почему Роскосмос в 2010 году всё-таки принял решение по созданию ядерного буксира? Наверное, законы термодинамики как-то изменились. Может быть научно-технический потенциал современной России непомерно возрос, по сравнению с советским? Скорей всего, у кого-то оказалась короткая память, ведь до 2020 года ещё далеко. Допустим, у тех людей, которые финансировали этот проект, её могло не оказаться, но люди отвечающие за его реализацию, должны об этом знать! Недаром говорят, что человек не знающий историю - дурак, а человек не помнящий научно-техническую историю - преступник. Одно дело, когда энтузиаст «изобретает» вечный двигатель - это его личные трудности. Но когда за «энтузиастом» стоят производственные мощности, тысячи людей и казённые деньги - это уже трудности для всех нас.
Вернёмся к ядерному буксиру. Как вы понимаете, случилось то, что должно было случиться. Читаем информагенства: «Роскосмос официально опроверг информацию о прекращении работ по созданию ядерного двигателя для освоения дальнего космоса. Проект новой Федеральной космической программы (ФКП) на 2016 - 2025 подразумевает его создание».  Обратите внимание, что пяток лет уже добавлено, а там, как у Насреддина - «..либо падишах помрёт, либо ишак сдохнет». К тому же, надо как-то отчитаться за выделенные государством 17 млрд рублей, а там, глядишь, может быть ещё денег подбросят. Кстати, очень показательный момент, как распределялись деньги. Львиную долю выделенных средств получил Росатом, когда, как мы знаем, ядерный реактор - это, что ни на есть, самое простое в транспортно-энергетическом модуле. Это говорит о том, что «компетентные товарищи» (по крайней мере, это касается экспертной комиссии, финансирующей проект) понятия не имели о «подводных камнях» этого предприятия.
Читаем далее: «Роскосмос продолжает работать над ключевыми технологиями для создания ракет-носителей с многоразовыми первыми ступенями, межорбитальных буксиров с электроракетными или ядерными двигательными установками. Информация об исключении этих работ из проекта новой ФКП 2016-2025 не соответствует действительности». Это нам поведал официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков. Всё в кучу, и ракеты-носители, и ЭРД или ЯТРД («или» - это ключевое слово, как будто это одинаковые двигатели).Переводя заявление Роскосмоса с «дипломатического» языка на язык совести - ЯЭДУ в обозримом будущем мы не увидим.
 Поймите меня правильно, может быть на фоне всеобщего воровства, а космическая сфера тому не исключение (один только космодром Восточный чего только стоит), афера с ядерным буксиром может показаться детской шалостью. Подумаешь, своровали пол миллиарда долларов. На самом деле - это не так. Космодром Восточный и другие резонансные «дела» - это видимая часть айсберга. А вот афера с ЯЭДУ, как многие сотни других более «интеллектуальных схем» всегда будут оставаться в тени, поэтому реакции государства (про уголовные дела я даже не мечтаю) ни какой не будет. А если вора вовремя не схватить за руку, то он на этом не остановится. Так что «с нетерпением» ждём очередного «инновационного прожекта» от Роскосмоса и ему подобных. И конечно же, будьте уверены, госчиновники с «короткой памятью», при помощи наших кошельков его оплатят. Огорчает правда то, что в нашей стране, даже по данным Росстата, число бедных составляет 22,9 миллиона человек, в том числе за 2015 год, этот показатель увеличился на 3,1 миллиона человек! Поймите, мы не имеем никакого морального права оплачивать такие «инновации». Так же «соответствующие органы» не имеют ни какого морального права не заводить уголовные дела на этих, с позволения сказать «людей». Иначе, сами они тогда нелюдями станут. Невольно вспоминается «кровавый» Сталин, который таких «деятелей» тысячами отправлял в лагеря. Да, это было жестоко, но как ни парадоксально, в высшей степени гуманно, потому что гуманизм подразумевает человеческое отношение прежде всего к честному, порядочному человеку, а не к преступнику. А с нашим теперешним «гуманизмом» не тысячи, а теперь уже десятки миллионов человек обречены медленно умирать от плохого питания, сопутствующих болезней и просто, от безысходности. Поверьте, я обеими руками «за» техногенные проекты, но только в том случае, если мои деньги будут работать во благо нашей страны, а не оседать в кармане воров.
После такого «лирического» отступления, попытаемся вернуться к теме повествования. Я обещал поподробнее рассказать о том, что же являлось той «крышкой гроба», которая окончательно похоронила ЯЭДУ советского образца. Как не парадоксально, «виной» тому беспрецедентные успехи на орбитальной станции «Мир» по установке солнечных плёночных батарей. На станции получен опыт развёртывания в космосе протяжённых ферменных конструкций, используемых для крепления таких батарей. Была определена техническая возможность  по созданию 300-400-метровой фермы - силового элемента крепления системы энергопитания. Было на практике доказано возможность установки в открытом космосе гигантских площадей солнечных батарей и такой же гигантской мощности (естественно для ЭРД). Межпланетный космический корабль массой в сотни тонн на их фоне покажется почти точкой.  Практически сразу на это отреагировала РКК «Энергия». Корпорация аннулировала совсем «свежий» годовалой давности проект марсианского корабля, силовой установкой которого являлась ЯЭДУ и разработала проект корабля на плёночных солнечных батареях.
Правда, нужно сказать, что работа на станции «Мир» - это следствие. Причиной же, являлось, не побоюсь этого слова, революционные работы в в области космической электроэнергетики, которые состоялись намного раньше. Дело в том, что солнечные батареи на основе поликристаллического кремния были крайне сложны для монтажа в условиях открытого космоса. Советским учёным наконец-то удалось ликвидировать разрыв эффективности между кремневыми солнечными элементами и плёночными.
Таким образом, в середине 80-х годов в среде космических электродвигательных установок наметилась разделительная тенденция. «Солнечные» ЭДУ, по понятным причинам, «собрались оккупировать» космическое пространство включая марсианскую орбиту. За марсианской орбитой, где энергия солнца стремится к нулю, космос будет отдан «на откуп» аппаратам с ЯЭДУ. Да, это, как сказано было выше, маломощные термоэмиссионные преобразователи и как следствие, крохотные космические аппараты, но другого реального пути исследования далёкого космоса, кроме как этот и с помощью «гравитационных рогаток» у человечества пока нет. Невольно спрашивается, а на какую дальнюю планету собрались (вернее, уже собирались) отправлять корабль с ЯЭДУ наши «дяди» из Роскосмоса? Наверное, это так и останется «загадкой».
Хочется, в свете нашей темы, несколько слов сказать об орбитальной станции «Мир». Понятно, что станция являлась моделью межпланетного космического корабля, где проводилось множество экспериментов. В нашей стране была создана надёжная система автоматической стыковки, обеспечивающей последовательную сборку частей корабля в единый комплекс. Вместе с ОС «Салют», ОС «Мир» произвела более 130 стыковок с космическими кораблями. На советских орбитальных станциях более 20 лет исследовались условия жизнедеятельности человеческого организма в длительном космическом полёте, проводилась отработка систем жизнеобеспечения замкнутого цикла. Накоплен большой опыт длительного пребывания экипажей на орбите. Как мы знаем, продолжительность полёта космонавта В.В. Полякова составил 1,5 года. К сожалению, мы лишились такого великолепного «симулятора» для межпланетных полётов, хотя так скромно называть многофункциональную и во многом уникальную  станцию конечно же нельзя. Темы ликвидации станции «Мир» мы не будем касаться. Скажу лишь, что, по моему мнению, это величайшая техногенная глупость в современной истории. Ещё более огорчает, что авторы этого предательства не только жируют на свободе, а ещё и находятся при должностях.
Чтобы поскорее уйти от этой печальной темы, вкратце рассмотрим, как я обещал выше, ещё один тип ракетного двигателя - это ядерный термический ракетный двигатель (ЯТРД).

3.png

4.png

Это тип реактивного двигателя в котором используется в качестве источника энергии высокотемпературный атомный реактор канального типа, в котором за счёт теплоносителя (в основном водород) происходит забор из теплообменных каналов реактора тепла и образование реактивной струи сжатого, раскалённого газа.

134652569_01.jpg

 Активные разработки ядерных термических двигателей велись в СССР и США в 60-е и 70-е годы. Причём, две страны невольно «скооперировались». Если американцы в своих разработках стремились к увеличению тяги, то советские конструкторы во «главу угла» поставили высокий удельный импульс. Таким образом, мы имеем возможность посмотреть на эти двигатели в полном спектре их технологического потенциала.

rd0410.jpg

Скажу сразу, что американская разработка - NERA, что наш двигатель - РД-0410, так и остались стендовыми экспонатами. Что же помешало им занять свою нишу среди двигателей на химической тяге и среди электроракетных двигателей? Ответ лежит на поверхности - ни каких особых технических преимуществ эти двигатели не дают. Если сравнивать их тягу, то она вполне сопоставима с аналогичными по массе химическими двигателями. Если сравнивать их по удельному импульсу, то они тоже практически сопоставимы с «химиками». Удельный импульс ЯТРД превосходит импульс ЖРД на водородно-кислородном топливе примерно в 2 раза. К сожалению, этого не достаточно. Если по этому показателю ЯТРД сравнивать с электроракетным двигателем, то «термитник» проигрывает ему в среднем в 4 раза и более! В чём ядерный термический ракетный двигатель превосходит химический, так это в стоимости. «Услуги» ЯТРД по сравнению с аналогичными «услугами» двигателя на химическом топливе (даже с учётом серийного производства ЯТРД), обойдутся дороже более чем на порядок.  В принципе, по удельному импульсу ЯТРД может превосходить химический двигатель более чем в 2 раза - в 3 и даже - в 4 раза. К сожалению, это встретит большие технологические сложности и как следствие - ещё более высокую стоимость. Так же, не стоит сбрасывать со счетов, проникающую радиацию и наличие радиоактивного газа, который выбрасывается из сопла.
Подведём итоги. К сожалению, для марсианских миссий мы имеем небогатый «арсенал» силовых установок. Это традиционные химические реактивные двигатели и электроракетные двигатели, источником энергии для которых будет являться скорей всего Солнце. Все остальные двигатели будут нас «радовать», практически еженедельно, только с новостных страниц, сообщающих об очередном «прорыве» в деле освоения космического пространства. А нам, в ближайшие десятилетия, можно только рассчитывать на умелое комбинирование химических и электроракетных двигателей. Слова академика В.П. Глушко, сказанные почти 60 лет назад, что только космические корабли с комбинированными двигательными системами способны эффективно осуществить пилотируемую марсианскую миссию, остаются актуальными и по сей день.

автор прав лишь отчасти,в части Теплообменников Ядерных реакторов,ведь для того чтобы эффективно "переработать" тепло в электроэнергию не нужно применять турбину с ее КПД,по массогабаритным параметрам вполне подойдет двигатель Стирлинга с КПД 80%,как в высокотемпературном контуре 1000-1200 град.Цельсия,так и во втором низко-температурном контуре 300-250 град. Цельсия,естественно с разными теплоносителями,в итоге получим электроэнергию с КПД 90-95%,а остаток тепла 5-10%,будет необходим для обогрева жилой части корабля на орбите Марса и за оной.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...