Перейти к публикации
Николай Декапольцев

Горячее лето 44-го: Юбилей ликвидации Бродовского "котла"

Рекомендованные сообщения

75 лет назад – 22 июля 1944 года – завершилась ликвидация так называемого Бродовского «котла». С тех пор райцентр Броды имеет такое же исторически-смысловое значение, что и станция Круты: здесь, войсками Первого Украинского фронта, была уничтожена 14-я добровольческая эсэсовская дивизия, сформированная во Львове, тогдашней столице германского Дистрикта «Галичина».

Этот регион получил своё название от распространённой породы птиц – галка (мелкая ворона, как на фото за моей спиной). У нас в Харькове их тоже хватает, особенно на мусорках, но в Галичине их столько, что трудно было придумать другое название для этого региона. Неудивительно, ведь эти птицы любят селиться в некрупных населённых пунктах, где старые каменные постройки соседствуют с лугами, полями, кладбищами и прочими открытыми пространствами. Стаи этих птиц показаны, например, в кинофильме «Дозор». Галка, сидящая на крепостной стене, изображена на гербе Галичины.

Чуть ранее советские войска уже пытались взять Броды. Весной 1944 года, в ходе Хмельницко-Черновицкой операции, наступавшая от Луцка на запад, 13-я армия генерала Пухова, во взаимодействии с 25-м танковым, 1-м и 6-м гвардейскими кавалерийскими корпусами, форсировала реку Иква, 17-19 марта овладела райцентрами Дубно и Кременец, и к 20 марта вышла на подступы к Бродам. Но тогда овладеть Бродами советские войска не смогли: противник хорошо укрепил город и наносил сильные контрудары. 13-я армия почти месяц, до середины апреля, вела боевые действия на достигнутом рубеже, а там и завершилась весенняя наступательная кампания. В целом по её итогам удалось взять, например, Черновцы и Хмельницкий, Одессу и Тернополь, а Ковель и Броды – нет. На несколько месяцев, пока длилась оперативная пауза, городок Броды стал пограничным «опорником» противника, как уже не раз в своей истории.

В своё время это был один из крупнейших трансграничных торговых центров Австро-Венгрии, со статусом «вольного города». Своим названием город обязан окружающей его болотисто-речной местности и, соответственно, древним переправам – «бродам». Кроме того, боевые действия в этих краях затруднены большим количеством песчаных холмов и дюн, закреплённых лесами.

В течение столетий этим городом, бывшим в составе Литовско-Польского, затем Австро-Венгерского государства, владели, последовательно перепродавая его друг другу, талантливые семьи Сененских, Жолкевских, Конецпольских, Собеских, Выговских, Потоцких, Молодецких. Стараниями своих заботливых хозяев, этот населенный пункт получил Магдебурское право в 1584 году, наравне с тогдашними крупными польскими городами. Бродовские цеховики в своих правах и свободах приравнивались к львовским, люблинским и краковским, а бродовске ярмарки — к люблинским и торунским. Торговым караванам, направлявшимся в Польшу из Волыни, Полесья, Киевщины – было предписано следовать через Броды, и пребывать здесь трое суток.

Архитектурная планировка Бродов представляла собой идеальный город-крепость, где все улицы были параллельно-перпендикулярны. Цитадель, яркий пример оборонного сооружения периода раннего барокко, голландского образца (предположительно, спроектированная знаменитым инженером Гийомом де Бопланом) была создана на западной окраине города, а с противоположной стороны её защищали пруды и болота. Она представляла собой пятиугольник, окруженный глубоким земляным рвом, с пятью бастионами и каменными казематами внутри валов (всего было 75 казематов). Въезжали в цитадель через подъёмный мост со стороны города.

Есть легенда о том, что Богдан Хмельницкий (тот самый) когда-то был в услужении у тогдашнего хозяина Бродов. Когда хозяин и его высокие гости осматривали свежепостроенную цитадель, Хмельницкий неосторожно высказался в том плане, что «крепость хорошая, но раз её построили человеческие руки, то и разрушить смогут тоже, человеческие» - и этим разгневал хозяина.

Во время Гражданской войны Средневековья, Хмельницкий вернулся в эти края уже в качестве полководца. Он отправил на соседний город Дубно подразделения под командованием полковников Данила Нечая, Мартина Небабы и Ступы (они возвращались после битвы под Пилявцами), а сам двинулся на Броды со стороны Збаража. Осада Бродов войсками Хмельницкого длилась около 8 недель, город был значительно разрушен.

Во время русско-шведской войны, в 1709 году Бродами овладела армия Российского Императора Петра Первого (тогда же была широко известная Полтавская битва). Но ненадолго: польским войскам во главе с Потоцким удалось отбить город.

В ходе гайдамацких восстаний середины 18-го века, Броды были захвачены гайдамацкой армией Верлана. Польское правительство не смогло справиться с повстанцами своими силами, и обратилось к Русскому Царю с призывом «Введи войска!». И он ввёл: в июле 1734 года поляки и россияне начали совместные военные действия против восставших гайдамаков. В июле того же года, Броды и крепость были взяты подразделениями «вежливых людей» под командованием принца Людвига Вильгельма Гессен-Гомбургского (это такой был русский фельдмаршал).

На какое-то время город получил возможность нормально развиваться. Здесь ещё в 17-м веке была открыта Академия, где преподавали проффесора из Краковского университета. Для оживления торговли, владельцы города приглашали купцов разных национальностей: шотландцев, армян, греков. В 1638 хозяин города Конецпольский выдал грамоту армянским  купцам Марку Сергеевичу, Николаю и Захару Марковичам, и стимулировал переселение армянской общины из Язловец в Броды, гарантируя сохранение всех прав и свобод, которыми они пользовались в своей Язловецкой метрополии.

Но в конечном счёте только еврейская община смогла здесь по-настоящему закрепиться и со временем овладеть городом. В 1699 году королевич Якуб Собеский издал грамоту, в соответствии с которой за местными евреями закреплялась вся промышленность, торговля, они получали право самоуправления и освобождались от части местных налогов и сборов.

Деревянный город неоднократно выгорал от пожаров, поскольку в те времена для освещения и отопления использовались открытые источники огня. В 1742 году был грандиозный пожар, уничтоживший армянские торговые склады, приведший к миллионным убыткам. Армянская община полностью покинула город, а её рыночную нишу заняли евреи. Сохранился только след в топонимике – улица Армянская.

Во второй половине 17-го века местные жители из числа польской и русинской общин начали интенсивно продавать свою недвижимость евреям. Этот процесс шёл в течение нескольких десятилетий, и уже в конце 17-го века у русинов и поляков практически не осталось собственности в Бродах. Сохранился лишь след в топонимике: улица Русская в Бродах и два православных храма.

Со временем, социально-экономическая ситуация в Бродах начала стремительно ухудшаться, результатом чего стала утрата статуса «вольного города в 1880 году. Рост безработицы привёл к массовой эмиграции жителей Бродов в страны Западной Европы и Южной Америки. Зато в город прибыло большое количество евреев-иммигрантов из Российской империи. В 1869 году, при общей численности населения Бродов 18,7 тыс. чел, удельный вес евреев был 81%.

В 1772 году, в Санкт-Петербурге, был подписан договор о том, что Польши больше нет, а её территория поделена между Россией, Австрией и Пруссией. В соответствии с этим договором, Броды стали пограничным пунктом (на австрийской стороне) между Российской и Австро-Венгерской империями.

В ходе наполеоновских войн, Австрия была разгромлена французами, и в 1809 по решению Наполеона Бонапарта была фактически восстановлена Польша, вернее – создано Варшавское герцогство, которому были переданы и Броды. Но через три года, в 1812-м, снова всё переиграли «вежливые и зелёные»: Броды вернулись в состав Австрии, а хозяина (Потоцкого) заставили демонтировать оборонительные сооружения; их остатки теперь использовались как склады и магазины. 

По состоянию на 1848 год, Броды были вторым городом Галичины (после Львова) по территории и численности населения. Здесь были офисы налоговой, таможенной и пограничной службы, торгово-промышленная палата, консульства России и Пруссии, и телеграфная станция, которая была на третьем месте в Галичине (после Львова и Кракова) по объёмам передачи данных.

В 1868-72 годах была введена в эксплуатацию железная дорога Броды – Львов с австрийской стороны, Здолбунов – Радивилов – Броды с российской стороны, и двухэтажное здание вокзала с крытым перроном, а также густая сеть узкоколейных дорог для вывоза леса в Европу. 

В ходе Первой мировой войны, Броды переходили из рук в руки шесть раз в течение трёх лет, и к концу войны остались за австрийцами. Но их Империя распалась синхронно с Российской, и после боевых действий 1918-1919 годов, с участием ряда региональных игроков, Бродами овладели польские войска.

26 июля 1920 года после трёх дней ожесточенных боёв с поляками, Броды заняла 45-я стрелковая дивизия Красной Армии под командованием Ионы Якира (это его имя долгое время носила улица в Харькове возле базара Барабашово; теперь это Тюринская).

Советская власть в Бродах принялась решать вопросы распределения бывших помещичьих земель между крестьянами, сбора урожая, развития культуры и образования. Однако она продержалась только полтора месяца, и городом снова овладели поляки – теперь уже до начала Второй Мировой войны.

Вскоре после подписания Пакта Молотова-Риббентроппа, 14-17 сентября 1939 года, Броды были разрушены бомбардировками немецкой авиации; 17-го же сентября передовые и диверсионно-штурмовые отряды Красной Армии пересекли советско-польскую границу по реке Збруч и начали стремительно продвигаться к Бродам. В ночь на 19 сентября в Бродах и окрестных сёлах, силами «народного ополчения» были арестованы представители местной (польской) власти и полиции, захвачены полицейские арсеналы, а на восточных окраинах развешены красные флаги и плакаты в стиле «Добро пожаловать!». Уже с 20 сентября на заброшенных промышленных предприятиях, электростанции, мельницах и пекарнях возобновилась работа, открылось несколько общественных столовых. Позже начала выходить газета «Красные Броды». В замке был устроен концлагерь для польских военнопленных.

За, опять-таки недолгое, пребывание Советской власти, в Бродах была запущена программа бесплатной медицины и образования, открылся собес для помощи малообеспеченным жителям. В помещении бывшей гимназии открылась средняя школа с украинским языком обучения. Проводилась активная работа по ликвидации безграмотности среди местного населения: в течение 1939-1941 годов, более 1200 лиц старшего и среднего возраста обучились грамоте.

В ночь с 21 на 22 июня 1941 года, Броды снова разбомбила немецкая авиация. В первые дни войны город оказался в зоне проведения крупнейшей танковой битвы в истории человечества, где с немецкой стороны участвовала 1-я танковая армия под командованием генерала Клейста, а с советской – несколько разрозненных танковых соединений (корпусов и дивизий) под общим командованием генерала Жукова (будущего Маршала Победы). Кстати, одним из корпусов тогда командовал ещё один будущий Маршал – Рокоссовский, другим корпусом – не менее известный генерал Власов. Та эпическая битва завершилась военной победой немецкой стороны: несмотря на значительное превосходство советских танков по количеству и по техническим характеристикам, их подвела слабая организация управления войсками, хотя ряд исследователей идут ещё дальше и высказывают предположение о предательстве высшего советского командования. 26 июня 1941 года, в рамках упомянутого сражения, советские танкисты нанесли контрудар и овладели Бродами, а 29-го июня были вытеснены из города наступающими немецкими частями.

С этой даты, и до июля 1944 года, Броды входили в состав германского региона – Дистрикт «Галичина», столица которого находилась во Львове. За это время всё еврейское население Бродов было вывезено в концентрационные лагеря Белжец, Майданек и Собибор (это недалеко, в 120-150 км от Бродов, на территории Польши). К концу войны, из 10-тысячной еврейской общины в городе осталось 88 человек.

Как уже сказано выше, советские войска пытались овладеть Бродами весной 1944 года, но, после месяца упорных боёв, были вынуждены отступить.

Летом, 13-го июля 1944 года, войска Первого Украинского фронта начали Львовско-Сандомирскую стратегическую операцию. Броды находились прямо в центре участка наступления войск фронта, но штурмовать этот город «в лоб» уже не пытались, а обошли его с севера и с юга. 13-я армия генерала Пухова, безрезультатно штурмовавшая Броды весной, теперь в первый же день прорвала оборону противника севернее Бродов и ушла далеко на запад, оставляя блокированные Броды у себя в тылу. А с юга, после трёхдневных ожесточенных боёв, советские войска пробили узкую брешь в обороне противника в районе с.Колтов, шириной 6 км и глубиной 18 км (на всю глубину немецкого рубежа обороны). Этот, «Колтовский коридор», и стал своеобразной «стенкой» так называемого Бродовского «котла», куда попали 8 немецких дивизий и одна львовская (14-я эсэсовская, «Галиция»).

18-го июля 1944 года в полностью разрушенные Броды вошли две советские дивизии: 172-я Павлоградская и 117-я гвардейская Бердичевская. В тот же день, в 23 часа, в Москве был дан салют второй категории (двадцать артиллерийских залпов из 224-х орудий) в честь освобождения Бродов и ещё нескольких населенных пунктов (Порицк, Горохов, Радзехов, Золочев, Буек, Каменка, Красное). В Мемориальном комплексе при выезде из города (на современной ул. Богуна) похоронены 1185 советских солдат, погибших в боях за Броды.

Но основные события происходили не в самом городе, а в его окрестностях, где ещё 5 дней продолжались боевые действия с целью нейтрализации попавшей в «котёл» группировки противника. 16-17 июля 3-я гвардейская танковая армия генерала Рыбалко прошла по «Колтовскому коридору» южнее Бродов; к вечеру 18-го июля её соединения форсировали реку Пелтев и вышли в район: Дзедзилов – Красное – Деревляны, и соединились с частями 31-го танкового корпуса, который ранее обошёл Броды с севера вместе с 13-й армией. Тем самым было замкнуто окружение группировки противника в так называемый Бродовский «котёл». 

К исходу дня 22 июля, окруженная группировка была ликвидирована согласованными ударами советских общевойсковых армий 13-й (с севера) и 60-й (с юга), при поддержке 4-го гвардейского и 31-го танковых корпусов. Было уничтожено около 30 тыс. немецких солдат и офицеров, взято в плен около 17 тыс., уничтожена вся матчасть немецкого 13-го армейского корпуса из состава той самой 1-й танковой армии, упомянутой выше в контексте боёв 1941 года. Из состава эсэсовской дивизии «Галичина» (10 тыс. чел.) было убито около 7 тыс., остальные частично прорвались из окружения в район Карпат, частично перешли на нелегальное положение в ряды УПА. 

Снова началась советская оккупация Бродов, теперь уже надолго – до 1991 года. Оккупанты к началу 1945 года восстановили основные объекты жизнеобеспечения города, школы и медицинские учреждения, электростанцию (она сначала работала на трофейных танковых двигателях мощностью 60 кВт, а в 1949 году запустили харьковскую турбину на 500 кВт), швейную фабрику, масло- и плодоконсервный заводы. Продукция этих заводов в конце 1940-х годов отправлялась по разным регионам Советского Союза и странам Восточной Европы, оккупированным Советской Армией. Благодаря этому, Броды стали известным центром лёгкой и пищевой промышленности. Было создано Бродовское деревообрабатывающее предприятие глухонемых «Явир», которое до сих пор успешно работает на местном сырье, также экспортируя свою продукцию. Госпредприятие «Бродовское лесное хозяйство» экспортирует древесину в 18 европейских стран, включая ту же Германию, ту же Польшу, Турцию, Бельгию, Словакию, Румынию, страны Балтии. К 1950 году численность населения Бродов выросла с 700 до 8014 человек, благодаря трудовой миграции населения из других регионов СССР.

Но главное достоинство Бродов – это Линейно-производственная диспетчерская станция магистрального международного нефтепровода «Дружба», запущенная в 1961 году. Она подаёт нефть в Венгрию и Чехословакию, а в Бродах с «Дружбой» под прямым углом пересекается недостроенный нефтепровод Одесса – Броды – Плоцк (Польша). 

Не ограничиваясь производственными вопросами, оккупанты занимались и культурным развитием Бродов. Сразу после окончания боевых действий началось восстановление сети начальных и средних школ, домов культуры и клубов. Уже 13 августа 1945 года в бывшем помещении польского суда было открыто Педагогическое училище. На бывшей улице Сталина (ныне это улица диссидента Василя Стуса) был открыт первый в истории Бродов кинотеатр, два зала на 400 мест. В Бродовском замке открылся Историко-Краеведческий музей. Построена поликлиника и больница на 225 мест, открыто 16 библиотек, 2 Дома Культуры, 7 народных университетов на общественных началах, 11 кружков художественной самодеятельности.

Разумеется, всё это не бесплатно. Взамен оккупанты дислоцировали в Бродах 351-й ракетный полк 37-й ракетной дивизии РВСН из состава 43-й ракетной армии. Здесь сначала базировались  жидкотопливные баллистические ракеты средней дальности Р-14 (SS-5 «Skean»), с радиусом действия до 5000 км. Позднее они были заменены 9-ю пусковыми установками твердотопливных РСД-10 Пионер (SS-20 Saber) на позициях бывшего 3-го (шахтного) дивизиона, что размещались в ангарах на шасси МАЗ-547. Разумеется, в 1991 году, когда оккупанты ушли, этот полк был расформирован, там разместился приют-коммуна для сирот и одиноких граждан, вернувшихся из мест лишения свободы.

Кроме того, на Старых Бродах (у дороги на Львов) в лесу находилось хранилище авиационных боеприпасов, оно расформировано в 2000 году. В Бродовском замке размещалась воинская часть, замаскированная под «авторемонтный завод»; её тоже расформировали в 90-е, сейчас там всё запущено и заросло деревьями. Ещё одна воинская часть (А-3522), на территории района Швабы, расформирована в 2005 году.

Но расформированы не все. Ныне на территории Красных Казарм базируется 16-я бригада армейской авиации (на месте бывшего 116-го вертолётного полка), а на территории Белых Казарм ранее находилась 147-я радиотехническая бригада, теперь здесь Региональный центр радиоэлектронной разведки «Запад» ВСУ Украины – хоть что-то полезное оставили после себя советские оккупационные войска, пришедшие сюда 75 лет назад – 22-го июля 1944 года.

Интерактивная карта боевых действий:
https://yandex.ua/maps/?um=constructor%3Afc801db088a969af788a046b00e1b41abb3e8f8ded04d8e9c1641a298dc76df9&source=constructorLink

галка222.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...