Перейти к публикации
Николай Декапольцев

Та весна: юбилей взятия г. Черновцы

Рекомендованные сообщения

75 лет назад – 29-го марта 1944 года – Сталин ввёл войска в Черновцы – областной центр в 40-ка километрах к северу от румынской границы.
Этот город расположен в Прикарпатье, на границе между Карпатами и Восточно-Европейской равниной, раскинувшись на террасах долины реки Прут. В северной части города в Прут впадает река Шубранец.
Считается, что первое укреплённое поселение здесь (на месте нынешнего микрорайона Ленковцы на левом берегу реки Прут) предположительно основал в 12-м веке галицкий князь Ярослав Осмомысл. Крепость с торгово-ремесленным поселением называлась «Черн», предположительно – из-за чёрных деревянных стен. За городом закрепилось имя «Чернови́цы», а в 1944-м году победители, взяв город, изменили заодно и название (что было тогда в порядке вещей), убрав букву «и».
Из-за частых паводков на низком левом берегу Прута, вскоре после основания город был перенесен на высокий правый берег. На левом берегу оставалось предместье Садгора (ныне включенное в состав города на правах городского района).
Черновцы, располагаясь на пересечении торговых путей из северо-западной Европы на Балканы и в Турцию, имеют насыщенную военную историю. Начиная с 14-го века город последовательно переходил, в результате боевых действий, к Венгрии, к Польше, Молдавии, Турции, несколько раз разрушался и приходил в упадок. Брали его и козаки Богдана Хмельницкого (в 1650 и 1653 годах).
После победы над шведами под Полтавой (зимой 1709/1710 года), Черновцы впервые взяли войска Российской Империи Романовых, которые преследовали шведскую армию и подразделения примкнувших к шведам казаков Мазепы. Позже они снова брали Черновцы в ходе русско-турецких войн 1735—1739 и 1768—1774 годов.
В 1775 г. австрийская императрица Мария Терезия, воспользовавшись поражением турок в русско-турецкой войне, присоединила Буковину вместе с Черновцами в Австро-Венгерскую империю Габсбургов. После этого Черновцы начали бурно развиваться и обрели нынешний европейский вид (их часто называли «маленькой Веной», хотя этот вид имела только центральная часть города). В средних школах и в университете обучение велось на немецком языке. И в целом до 1918 года в городе преобладал немецкий язык; на нём, кроме немцев, разговаривали также евреи (которые в начале 20-го века составляли около трети населения города; затем их удельный вес всё время уменьшался из-за погромов, преследований и ограничений).
В развитие Черновцов внесла определяющий вклад постройка железной дороги Черновцы — Львов – Вена (1866), в 1895 построена электростанция, в 1897 введён в действие электрический трамвай, в 1895—1912 — водопровод и канализация. Построены здания, создавшие городу славу архитектурной жемчужины: кафедральный собор, резиденция буковинского митрополита, армянская церковь, иезуитский костёл, еврейская реформистская синагога, городской театр и железнодорожный вокзал. 
В этот период в европейской архитектуре распространился стиль модерн, который в Австро-Венгрии был известен под названием «венская сецессия». Историческая часть Черновцов застроена именно в этом стиле, по проектам учеников и последователей выдающегося австрийского архитектора Отто Вагнера. Среди них: дирекция сберегательных касс, железнодорожный вокзал, отели «Бристоль» и «Золотой лев» и много других сооружений.
Черновицкий театр построен знаменитой венской фирмой Фельнера и Гельмера, известной в Европе строительством 43-х театров, среди которых Венская и Одесская оперы. Он был построен за два года и по красоте не уступал лучшим театрам Европы. Об этом так сказал австрийский публицист Г. Гайнцен: «Черновицкий театр — это мечта из бархата и золота, спроектированная венскими архитекторами Гельмером и Фельнером. И все же их пригласили на работу в Черновцы лишь после того, как по их проектам были построены театры в Вене и Одессе. Черновицкий театр — это памятник осведомленным с культурой черновчанам, которые больше всего боялись получить репутацию провинции и стремились ни в чём не уступать Вене».
Архитектурный ансамбль бывшей Резиденции православных митрополитов Буковины и Далмации включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, сейчас в нём находится Черновицкий национальный университет. Этот университет известен тем, что его закончил уроженец Черновцов, выдающийся общественный и политический деятель современности – Арсений Петрович Яценюк, родители которого работали преподавателями в этом же университете.
Во время Первой мировой войны Черновцы трижды брали (и трижды сдавали обратно) войска Российской Империи Романовых. Местное население в целом было враждебно настроено по отношению к ним, и в августе 1917 года, после очередного перехода города в руки армии Австро-Венгрии, жители 3 дня праздновали это событие как «освобождение от российской оккупации».
С началом развала Австро-Венгерской империи (ноябрь 1918 года) в Черновцах состоялось многотысячное народное вече, на котором была принята резолюция о вхождении в состав Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР). 6-го ноября представитель Австро-Венгерской империи в Черновцах передал власть Украинскому комитету во главе с О.Поповичем. Но уже 11 ноября Черновцы были оккупированы румынскими войсками, а 28 ноября румынский Генеральный конгресс провозгласил "воссоединение" Буковины (включая Черновцы) с Румынией.
В 1940 году Буковина была разделена на Северную (отходившую к СССР) и Южную (остававшуюся в составе Румынии). Черновцы были заняты Красной Армией и включены в состав Украинской ССР. Но не долго: уже 5-го июля 1941 года Черновцы снова были заняты румынскими войсками (воевавшими на стороне Германии) и город административно вошёл в состав Румынии (а не германского Рейхскомиссариата «Украина», как соседние области). Сразу же было создано еврейское гетто в районе так называемого Нижнего города (в пределах теперешних улиц Головна, Сагайдачного, Барбюса, Садовского, Школьной), производились погромы и репрессии против мирного населения.
И вот, весной 1944 года, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Советского Союза, И.В. Сталин, назначил Черновцы конечным пунктом продвижения войск Первого Украинского фронта в ходе Хмельницко-Черновицкой наступательной операции. Вернее, по первоначальному плану (директива Сталина от 18-го февраля), конечной целью наступления был г. Чертков (стратегический перекрёсток в 75 километрах севернее Черновцов), а уже непосредственно в ходе операции Сталин, своей директивой от 11-го марта, изменил глубину боевой задачи фронта в сторону увеличения до Черновцов включительно.
Операция началась утром 4-го марта, главным ударом из района Шепетовки. В первый же день прорвав полосу обороны противника, советские войска за 3-4 дня продвинулись до рубежа Тернополь – Волочиск – Черный Остров – Хмельницкий, перерезав на этом участке железнодорожную магистраль Львов – Одесса. В течение нескольких дней здесь шло ожесточенное сражение: немцы, подтянув крупные подкрепления, пытались встречными атаками отбросить советских танкистов от железной дороги, а те вынужденно перешли от наступления к обороне. К 18 марта немецкое наступление, наконец, было полностью остановлено, и войска Первого Украинского фронта начали готовиться к возобновлению своего наступательной операции в южном направлении.
С 21-го марта наступление Первого Украинского фронта возобновилось, при этом три советские танковые армии «разобрали» между собой все оставшиеся до румынской границы областные центры: 3-я гвардейская танковая армия генерала Рыбалко действовала на Хмельницкий (в то время он назывался Проскуров), 4-я танковая генерала Лелюшенко – на Каменец-Подольский (до войны именно он был областным центром, а нынешняя Хмельницкая область называлась Каменец-Подольской до 1954 года), а Черновцы и Ивано-Франковск были включены в полосу наступления Первой гвардейской танковой армии генерала Катукова.
Сражение развернулось на древней земле Подолии, которая за всю свою многовековую историю не была свидетелем такой грандиозной битвы. Небо над Днестром полыхало огнем ракет, вспышками выстрелов, разрывов снарядов и авиабомб. По раскисшим дорогам, через глубокие балки и овраги, стремительно двигались на юг советские войска. Ни весенняя оттепель, ни бездорожье, ни яростное сопротивление противника, ни огромное напряжение не знавших отдыха людей — ничто не могло остановить их. Каждая воинская часть стремилась первой выйти на государственную границу.
Прорвав 21-го марта рубеж обороны противника, подразделения Первой танковой армии 25 марта взяли город Чертков. Продолжив движение на юг, 26-го марта они форсировали Днестр в районе Городенки. Далее войска армии разделились по двум направлениям: 11-й гвардейский танковый корпус направился на Черновцы, а 8-й гвардейский механизированный корпус – на Ивано-Франковск.
На пути к областному центру Ивано-Франковску (который тогда назывался Станислав) предстояло взять крупный райцентр Коломыю. Для этого из состава 1-й гвардейской танковой бригады был выделен  передовой отряд из 7-ми танков Т-34 с десантом автоматчиков. Нанеся удар на Коломыю в 7 часов утра (27 марта), к 16 часам отряд овладел железнодорожной станцией. Однако сильный немецкий гарнизон Коломыи продолжал оказывать упорное сопротивление. Командир бригады выслал еще взвод танков Т-34, в помощь передовому отряду. На рассвете 28 марта передовой отряд атаковал город с северо-востока, а подошедший взвод танков — с северо-запада. Сопротивление противника было сломлено, и к 9 часам утра (28 марта) Коломыю полностью очистили от противника.
Продолжив наступление, в ночь на 31 марта подразделения 8-го гвардейского механизированного корпуса с юга ворвались в Ивано-Франковск, обратив в бегство оборонявший его гарнизон. Но удержаться в городе им не удалось: противник, подтянув крупные силы с других участков фронта, предпринял контратаку и вынудил советских танкистов, после упорного боя, к 10 часам утра покинуть Ивано-Франковск. Этот областной центр, как мы увидим далее, будет взят уже летом.
В это время, на Черновицком направлении, передовая 64-я гвардейская танковая бригада, преодолев за семь часов около 80 км, форсировала Днестр, в быстром темпе преодолела междуречье Днестра и Прута, и внезапной ночной атакой, к 23:00 часам (25-го марта) овладела железнодорожной станцией Моши (ныне это станция Черновцы-Северная). На станции в это время спешно разгружался немецкий эшелон с танками. Внезапное появление советских войск вызвало замешательство среди солдат противника. От первых же выстрелов произошло воспламенение вагонов с боеприпасами, что еще больше усилило панику. Оказавшись таким образом уже на северной окраине Черновцов, бригада попыталась переправиться по мосту через реку Прут, однако мост был заминирован и охранялся крупными силами противника.
Попытка советских танкистов овладеть мостом оказалась безуспешной, тогда командир бригады организовал разведку бродов через реку. В 17 часов (28 марта) бригада начала форсировать Прут в районе Каланчака (5 км восточнее Черновцов) с тем, чтобы нанести удар на Черновцы с востока. В это же время подошедшая 45-я гвардейская танковая бригада и 24-я стрелковая дивизия приступили к форсированию реки в районе с. Ленковцы (2 км северо-западнее Черновцов), обходя Черновцы с запада. 
Немецкое командование попыталось организовать авиаудар. На Черновицком аэродроме готовились к вылету около 40 самолетов. Однако на аэродром неожиданно прорвались советские танки, и ни одному самолету взлететь не удалось. 
После этого, наблюдая охват Черновцов с востока и с запада (чем были отрезаны пути отхода немцев на Сторожинец), подразделения противника начали эвакуацию из Черновцов в южном направлении, подвергаясь при этом ударам с воздуха в исполнении 227-й штурмовой авиадивизии на Ил-2.
В полдень 29-го марта советские войска полностью овладели Черновцами, оставив практически нетронутым замечательный архитектурный ансамбль этой «маленькой Вены на берегах Прута». Многие участники штурма Черновцов были награждены орденами и медалями, а командир 64-й гвардейской танковой бригады полковник Бойко стал первым в истории танкистом, дважды получившим звание Героя Советского Союза.  В боях в районе Черновцов отличилась 44-я гвардейская танковая бригада «Революционная Монголия». В 1942 году на средства, собранные трудящимися Монгольской Народной Республики, была построена танковая колонна из 53 танков, переданных в январе 1943 года в состав Первой танковой армии Воронежского фронта (будущего Первого Украинского). Эта колонна и составила основу 44-й гвардейской танковой бригады.
По решению командования Первой танковой армии, танк лейтенанта Никитина, погибшего в боях за Черновцы, был установлен на высоком пьедестале, с табличкой: «Танк экипажа гв. лейтенанта Никитина П. Ф. первым ворвался в город при освобождении его от немецко-фашистских захватчиков 25 марта 1944 года». Именем лейтенанта Никитина была названа одна из улиц города. Соединения и части, особо отличившиеся при взятии города, получили почётное наименование «Черновицких».
После овладения Черновцами и Коломыей, войска Первой танковой армии продолжали активные действия в направлении Ивано-Франковска и Надворной. Нанеся поражение противнику в предгорьях Карпат, 8-го апреля они вышли на государственную границу на участке шириной 200 км. Войска, отличившиеся в боях на правом берегу Днестра и при выходе на юго-западную государственную границу СССР, получили почетное наименование «Прикарпатских».
Интерактивная карта боевых действий:
https://yandex.ua/maps/?um=constructor%3A406225afa8b9e18e1e40e3582a311b6d05adef585fb7e7483b4877a6886e239b&source=constructorLink 
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×