Перейти к публикации
Григорий Молоканов

Сюжет восстановленной в Уфе, скульптуры из времени СССР, утратил реалистичность, ранее ей присущую.

Рекомендованные сообщения

Сюжет восстановленной в Уфе, скульптуры из времени СССР, утратил реалистичность, ранее ей присущую.

                                                                                                                                автор: Фарт Латыпов

Изваяния, как бы, перенесённые на улицы города из 50-х годов прошлого века, в 2014 году появились в Уфе в скульптурном обрамлении бывшего торгового центра Башкирия, ныне именуемом, "Лайфстайл центр Башкирия". Вопрос об инициаторе такого действа, восстанавливающего знаковые изваяния из советского прошлого, как и вопрос о принципах, которым следовали скульпторы - исполнители, уже освещался в печати. Указывалось, что созданием скульптур делается попытка возродить ценности того времени, когда "труд и спорт были в почёте" Мы зададимся другим вопросом: насколько удачно была реализована эта задача?
А так же, займёмся поиском ответа на вопрос: какие именно, изваяния из советского прошлого, стали источниками - оригиналами в процессе их восстановления?
. Обратим своё внимание на одно из таких восстановленных изваяний, входящих в число наиболее динамичных и потому наиболее сложных и для их  создания, как в прошлом веке, так и для нынешнего возрождения. Мы имеем в виду скульптурную группу "Девушки с мячом", благо, что это изваяние избежало участи прочих скульптур, массово вознесённых на крышу торгового центра и это творение ещё можно "в деталях ", рассмотреть на земле. (О сложностях с восприятием скульптур, после из "вознесения на крышу ТЦ, можно прочитать забив в поисковик название статьи: "Уфимские скульптуры из времён СССР теперь стали "далеки от народа". Итак, первый, стоящий перед нами вопрос состоит в том: копией какого оригинала из советского прошлого является эта композиция? При выяснении этого вопроса окажется, что не удаётся отыскать оригинал, с которого могла была бы быть сделана эта копия с сохранением  всех деталей оригинала. Однако, было обнаружено несколько скульптурных групп, созданных в далёкие 30- 50-е годы , не полностью идентичных , но близких по сюжету и исполнению к нашим "Девушкам".
Первой, из этого перечня, рассмотрим скульптурную группу, предстающую перед зрителем, в том же составе из двух девушек, запечатлённых в момент спортивной борьбы за мяч. Она известна нам по репродукции, размещённой в журнале "Огонёк"(номер 32 за 1940 год). Автором скульптуры назван Г. Кранц. О творчестве скульптора Кранце Георгие Семеновиче, родившемся в 1905 году, выпускнике "Вхутемаса" 1929 года известно очень немного. Другим его творением, удостоенном упоминания в центральной прессе была скульптура "Мать и дитя". Все доступные нам сведения о, интересующей нас композиции этого автора, ограничены, уже названной нами, публикацией в "Огоньке".
Вполне вероятно, что именно эта композиция, и явилась образцом для восстановления её в Уфимском варианте. Поэтому интересно будет рассмотреть в чём, производя на свет свой вариант копии оригинала, "уфимские мастера ваяния" следовали этому образцу из прошлого, а в чём они отошли от замысла и его исполнения своими предшественниками? Первое наше замечание будет касаться различий в передаче пластики игрового момента, запечатлённого в скульптуре . Заметим, между прочим, что девушки в исполнении Г.Кранца, как и в прочих изваяниях, где мяч обхвачен ладонями спортсменки, девушки, вопреки, приводимым подписям с названиями скульптур, играют не в волейбол, а, по всей видимости, в баскетбол. Так как, в волейболе правилами игры не предусмотрен захват и удерживание мяча в руках . В процессе игры в волейбол спортсмены лишь отбивают мяч кончиками пальцев или бьют по нему раскрытой ладонью, отправляя на площадку соперников. Если "Девушки" Кранца "зафиксированы" скульптором в момент обычной распасовки, когда одна спортсменка готова сделать бросок, а вторая готовится, брошенный мяч, принять, или отбить, о чём говорят руки "принимающей" обращённые в сторону мяча, который пока ещё, в руках её подруги, то в позициях занимаемых "уфимскими девушками" мы видим иную картину. Если положение девушки из уфимского ТЦ, владеющей мячом, мало отличается от позиции, которую, подобная ей, занимает в композиции Г. Кранца, то её "соперница" запечатлена в момент совершения действия мало понятного и оправданного. А именно, к мячу в руках "подруги из ТЦ", протянута только одна рука "соперницы", вторая рука опущена вниз и в борьбе за мяч не используется. Различие может показаться не принципиальным, в конце концов отбить мяч, или поставить блок на пути его движения, можно и одной рукой. Всё так , если бы не одно обстоятельство: ладонь руки, якобы готовой выбить мяч из рук соперницы, должна находиться ниже мяча, а при постановке блока, позиция той же ладони должна располагаться над мячом. Увы, в действительности ладонь руки "соперницы из ТЦ", находится, и ни снизу, и не сверху мяча, а в стороне от него, и к тому же, эта ладонь , своей внутренней раскрытой стороной направлена вверх, то есть опять в сторону от мяча, и такое положение руки спортсменки даже о намерении, вести предстоящую борьбу за мяч, не может свидетельствовать. В итоге этого сопоставления двух скульптурных групп заключаем, что уфимская скульптура не запечатлела, возможный в реальности, момент борьбы за мяч, который, вполне достоверно, зафиксирован в композиции Г. Кранца. И автор уфимской композиции не смог представить для обозревающих его творение зрителей, возможный в реальной жизни сюжет из спортивного единоборства, с борьбой за овладение мячом. В этом плане, считаем важным вспомнить указание мастера живописи эпохи советского прошлого, А.А. Дайнеки, который работал так же и над созданием скульптурных произведений на темы спорта.
По его утверждению, динамичные образы и сцены из жизни спорта невозможно изображать, используя в качестве образца неподвижного натурщика, далее он призывал черпать вдохновение, сюжеты и образы непосредственно на спортивных площадках: "Поэтому я иду на стадион, на ринг"...)
По всей видимости создатели уфимской восстановленной композиции пренебрегли этим советом мастера, и наблюдению за реальностью предпочли возможность воплощать в объеме надуманные сюжеты и сообщать о таких движениях и положениях тел, которые маловероятны в реальной жизни. Наверное такие, мягко говоря, неточности  простительны автору, который в своём детстве явно не был приобщён к участию в игровых видах спорта, обязательных для каждого школьника во времена СССР и потому он представил нам вымышленную ситуацию из незнакомого ему вида спорта.
Другой, нашему изваянию, наиболее близкой по сюжету,   оказалась скульптура, которая некогда, в те же, советские времена, была установлена в Хабаровске. Облик этого изваяния, тоже дошёл до нас лишь в виде, сохранившейся с тех времён, фотографии. Если скульптура Г. Кранца отлична от уфимских "Девушек с мячом", тем, что девушка без мяча готова его принять, или отбить двумя руками, то скульптура двух "девушек с мячом", в прошлом, установленная в Хабаровске, предлагала для обозрения девушку, которая пытается уже, именно одной рукой, "обработать мяч", находящийся в руках её соперницы. Впрочем, при сопоставлении положения кистей рук девушек на скульптурах из Хабаровска и на скульптуре у нашего ТЦ, можно заметить серьёзное различие в положении кистей рук этих девушек.
А именно, как можно видеть на фрагменте скульптуры из Хабаровска, ладонь "атакующей" спортсменки обращена внутренней стороной в сторону мяча, и эта ладонь расположена ниже мяча, что означает её готовность для захвата мяча , или для удара на нему. Фрагмент скульптуры из ТЦ Башкирия рисует такую позицию кисти руки спортсменки, из которой захват мяча невозможен, дальнейшее движение кисти руки этой спортсменки, возможно, только в противоположную от мяча сторону. В таком положении спортсменка лишена возможности проводить действия по овладению мячом, следовательно, и при эьтом сопоставлении, очевидно реалистичное отображение в борьбе за мяч в "хабаровской" скульптуре, отличающее её от, как казалось бы, полностью скопированной с неё, "уфимской" копии. Увы и в этом случае, копия уступает и этому возможному оригиналу в мастерстве и точности отображения момента динамичного спортивного эпизода. Другими словами, в уфимской скульптуре, мы имеем не реальный момент борьбы за мяч, а искусственную, далёкую от реальности, конструкцию.
Впрочем, перечень подобий из советского прошлого, нашему изваянию,  способный обнажить изъяны, рождённого в нашем городе слабого подражания, мало достойного своих предшественников, не исчерпан. Поиски таких подобий, приводят нас к ещё одному образцу из советского времени, увы так же, как и у прежнего, с отсутствующими сведениями об его авторе.
Это творение, расположенное в настоящее время в географическом пункте Орехово, входящем в зону архитектурного обрамления канала "Москва-Волга" (Московская область, Дмитриевский район) являет нам образец сцены борьбы за мяч, лишённый того противоречия уфимскому изваянию, которое содержалось в "хабаровской"скульптуре. Отметим предварительно, что скульптурная композиция из Орехово включает в себя не два, а три персонажа, впрочем, третью фигуру, мужчины, непосредственно в борьбу за мяч не включённую, можно мысленно упустить, из числа наблюдаемых и анализируемых . Для нас сейчас важно вновь, сопоставить положение рук спортсменок, протянутых в сторону мяча, и здесь нам открываются такие обстоятельства: казалось бы, здесь положение кистей рук у спортсменок на скульптурах из Орехово и из ТЦ Башкирия идентичны. Однако, рассмотрим так же, и положение ног этих девушек, в том, и в другом, случае. Спортсменка "из Орехово" опирается на правую ногу, то есть занимает устойчивое положение, из которого может совершать последующие движения, уже рукой, в том числе и захват мяча. Совершенно иначе выглядит положение ног у спортсменки из ТЦ Башкирия. Вес тела не перенесён, ни на одну, из ног, положение её тела неустойчиво, спортсменка находится в момент её перемещения в сторону от "девушки с мячом", из такого неустойчивого положения совершать такие точные действия рукой, как захват мяча, или его отбивание, и выбивание, невозможно. Итак, спортсменка из Орехово так же, представлена нам, готовой к захвату, или выбиванию мяча, а спортсменка из ТЦ Башкирия, и при этом сопоставлении, не только не готова к борьбе за мяч, но и находится в момент своего движения от мяча, таким образом, в следующее мгновение её рука окажется ещё дальше от мяча, и так же, сама возможность, участия этой девушки в борьбе за мяч, станет ещё более отдалённой. Добавим к этому, что положение этой руки спортсменки могло бы соответствовать жесту девушки, провожающей уходящий поезд, или означать прощальный взмах рукой вслед, пролетающему мимо неё, мячу.
Таким образом, в итоге предпринятых сопоставлений, попытки восстановления в Уфе скульптурной композиции с возможными источниками такого копирования - оригиналами, стало очевидным, что выполненная копия, серьёзно уступает всем вероятным источникам - оригиналам из советского прошлого. Спортсменки в скульптурной композиции, установленной в районе "Лайфстайл центра Башкирия" запечатлены в том положении, которое не является реальным моментом из подлинного сюжета спортивной борьбой за мяч, а рисует нам картину, с произвольно и хаотично, расположенными, мало связанными между собой, фигурами.
Это ещё раз подтверждает мнение о том, что в скульптурной композиции у ТЦ Башкирия зафиксирован момент из, якобы, спортивной истории, и этот момент, как минимум случайный, и скорее всего, просто нереальный для сюжета  действительного спортивного противостояния.
В заключении, не станем занимать позицию злонамеренного торжества, но не можем не сказать, что предпринятую в Уфе, попытку, реализовать воспроизведение сюжета скульптур "Девушек с мячом" из советского прошлого нельзя признать удачной. Прототипы этого изваяния из советской эпохи, по степени правдивости, при отображении жизненных реалий, заметно превосходят, созданную в наше время копию.

Так выглядят Девушки с мячом у ТЦ Башкирия.jpg

как далека ладонь атакующей спортсменки, от мяча..jpg

Г. Кранц Игра в мяч и Девушки с мячом в ТЦ Башкирия.jpg

2.Сопоставление с ХАБАРОВСКОМ.jpg

1.Сопоставление с Орехово.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×