Перейти к содержимому
ezup

Минобороны ставит крест на Т-50

Рекомендованные сообщения




Государственный заказ на Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) планируется резко сократить, что может негативно отразиться на аналогичном российско-индийском проекте.

В ходе рабочей поездки на авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре заместитель министра обороны по вооружениям Юрий Борисов дал понять, что его ведомство намерено резко сократить закупки истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) в рамках Государственной программы вооружений (ГПВ) до 2020 года. Если раньше речь шла о приобретении как минимум 52 самолетов, то теперь военные планируют законтрактовать в ближайшие пять лет всего 12 истребителей. И только после ввода этой партии в эксплуатацию Минобороны определится с общим объемом заказа на истребители этого типа. «У нас по плану в следующем году должна быть первая поставка серийных истребителей пятого поколения.

Самое главное, что можно сказать: самолет состоялся», — сообщил Борисов. Сейчас уже пять летных прототипов Т-50 проходят испытания. В этом году завод в Комсомольске-на-Амуре должен поставить еще четыре опытных самолета. При этом в соответствии с утвержденным графиком планировалось, что в 2016–2018 годах ВВС России ежегодно будут получать по восемь новейших истребителей, а в 2019–2020-м — по 14. Но уже сейчас ясно, что этого не произойдет.

Как заявил Юрий Борисов, в новых экономических условиях планы могут быть скорректированы. «Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей поколения 4+», —- заявил замминистра. Это означает, что вместо Т-50 Минобороны будет делать ставку на Су-30СМ, Су-30М2 и Су-35. В этом году наши военные закупят 27 машин Су-30СМ, 14 Су-35 и пять самолетов Су-30М2. Но такая политика нашего военного ведомства может крайне негативно отразиться на всей программе ПАК ФА.

Напомним, что этот самолет должен был быть принят на вооружение ВВС России еще в 2013 году. Однако по целому ряду причин, в том числе из-за того, что входящая в «Ростех» Объединенная двигателестроительная корпорация так и не создала полноценную силовую установку пятого поколения, решено было сдвинуть срок поставки Т-50 в войска примерно на два года, а сам самолет принять на вооружение с двигателями так называемого первого этапа. По сути это промежуточный вариант, представляющий собой модернизацию советской разработки двигателя пятого поколения АЛ-41Ф1. Но этот движок не обеспечивает Т-50 некоторые требуемые характеристики, в частности малозаметность. В каком состоянии сейчас работы по созданию новой силовой установки для Т-50, неизвестно, но раз Минобороны решило пересмотреть объем закупок этого истребителя, то можно предположить, что до успешного завершения дела еще далеко.

Между тем все это очень плохой знак. Не секрет, что Индия, с которой ОАК создает самолет пятого поколения на базе Т-50, не раз высказывала российской стороне свои претензии, часть которых как раз касалась двигателя. Более того, индийские военные уже заявили, что сократят закупки новых истребителей с 214 до 144 машин. Не исключено, что если Россия не будет форсировать принятие Т-50 на вооружение, то и российско-индийская программа начнет пробуксовывать. И в конечном счете Индия тоже сделает ставку на то, чтобы выжать все возможности из самолетов четвертого поколения. Но уже не российских Су-30, а французских Rafale, которые она нехотя, но все-таки решила закупить.
 
  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  Надеюсь на то, что  программу не прикроют, скорее всего растянут время принятия их на вооружение, так как машины все-таки будут ограничено поступать в ВВС.  Интересно какие программы у нас задвинуты, помимо авианосца и гиперперехватчика,  надеюсь МиГ-35 не зарубят.  Цифры конечно по машинам не большие, если учесть то, что к нам стучится война. Нужно намного больше и Сушек и МиГов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ПАК-ФА объективно поколение 4+ (никаких 4+++  оьъективно нет т.к. "плюс" означает 0.5), это прекрасно видно по двум всего лишь фото:

TXPPG.thumb.jpg.13e29386dcf24f7d9b5cdbcao6tPb.thumb.jpg.28d947c5f45f2ec2bcd58fb1

 

1. Двигатели, ничем не "прикрытые" сопла 2. Клепки планера.

Две вещи несовместимы с новым поколением, это технологии максимум поколения 4+. Для 5 надо проводить фундаментальные научно исследовательские работы, как в США и сделать планер практически полностью из композитов - ничего "на пустом месте" не случается, нужны НИОКР, а это совершенно другие и временные и денежные рамки, так что объективно это аналог 4+, F15 Silent Eagle наверное.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1. Двигатели, ничем не "прикрытые" сопла 2. Клепки планера.

 Если двигатели, в теории можно прикрыть композитными кожухами, то с клепками даже не знаю.

 

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 Если двигатели, в теории можно прикрыть композитными кожухами, то с клепками даже не знаю.

 

​Думаю, что основная причина, по которой  сдвинуты сроки, это то что  мы находимся на грани открытого военного противостояния с западом, а проект очень дорогой, по той же причине задвинули разработку перспективного скоростного перехватчика и решили снимать с хранения МиГ-31.  Самолеты  нужны сейчас  и по этому ставку  в ближайшей перспективе будут делать на модификации Су-30, 35 (хотя он еще тоже не допиленный), МиГ-31БМ и модификации МиГ-29. 

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

​Думаю, что основная причина, по которой  сдвинуты сроки, это то что  мы находимся на грани открытого военного противостояния с западом

 Возможно. Лучше синица в руках, чем соловей в небе... Но проблему с заклепками это не отменяет.

Если кто знает, скажите, зачем фюзеляж размечен желтой и серой красками? С какой целью так делается?

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 Возможно. Лучше синица в руках, чем соловей в небе... Но проблему с заклепками это не отменяет.

Если кто знает, скажите, зачем фюзеляж размечен желтой и серой красками? С какой целью так делается?

Желтым как я понял помечаются радиопрозрачные эл-ты корпуса, нижние решетки не понятно почему помечены. Интересно по какой технологии сделан F-22 по клееной что ли.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 Возможно. Лучше синица в руках, чем соловей в небе... Но проблему с заклепками это не отменяет.

Если кто знает, скажите, зачем фюзеляж размечен желтой и серой красками? С какой целью так делается?

Серый цвет это композитные материалы, желтый металлы​. В фильме "МиГ-29, взлет в будущее "об этом говорится. Композит там не крашен, на сколько я понял, это его естественный цвет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Серый цвет это композитные материалы, желтый металлы​. В фильме "МиГ-29, взлет в будущее "об этом говорится. Композит там не крашен, на сколько я понял, это его естественный цвет.

​А не должен ли быть носовой обтекатель быть из композитных материалов. Там ведь находится радар, его металлом закрывать никак нельзя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Желтым как я понял помечаются радиопрозрачные эл-ты корпуса, нижние решетки не понятно почему помечены. Интересно по какой технологии сделан F-22 по клееной что ли.

​По видимому клееная конструкция. Возможно шляпки заклепок идеально в плоскости листа обшивки, и сверху еще какое то покрытие. Или утоплены в лист обшивки и сверху покрытие.

Интересно, могут ли быть заклепки полимерные? из радиопрозрачного материала. Хотя смысл какой, тогда каркас будет фонить через отверстия, где радиопрозрачные заклепки. :biggrin:

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

​По видимому клееная конструкция. Возможно шляпки заклепок идеально в плоскости листа обшивки, и сверху еще какое то покрытие. Или утоплены в лист обшивки и сверху покрытие.

Интересно, могут ли быть заклепки полимерные? из радиопрозрачного материала. Хотя смысл какой, тогда каркас будет фонить через отверстия, где радиопрозрачные заклепки. :biggrin:

​Эти проблемки есть и у штатов,  в инете были фотки, где обслуживающий персонал вкручивает саморезы в планер "Раптора".   Пятое поколение по моему еще сыроватое и очень дорогое,  даже для штатов.  Европейцы поступили умно, не стали прятать все БРЭО внутри  самолета, а  под каждое задание подвешивают конкретный контейнер целеуказания, в результате имеют хорошие истребители ("Рафаль", "Тайфун"), легкие и с очень хорошей тяговооруженностью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

​А не должен ли быть носовой обтекатель быть из композитных материалов. Там ведь находится радар, его металлом закрывать никак нельзя.

​Правильно желтым - радиопрозрачные, совершенно точно.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

​А не должен ли быть носовой обтекатель быть из композитных материалов. Там ведь находится радар, его металлом закрывать никак нельзя.

​Должен , вот МиГарь на фото и у него обтекатель композитный, самолет не покрашен. На этом прототипе Т-50 нет БРЛС, возможно поэтому такой обтекатель. 

4838482bd55c9b527b522b30a26.jpg

mig29kub-1.jpg

ZmFybTguc3RhdGljZmxpY2tyLmNvbS83MzczLzE0MDExNTg3MjY1XzdhMGUyZTM3ZTVfby5qcGc_X19pZD00OTEyOQ==.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

​Правильно желтым - радиопрозрачные, совершенно точно.

​У Т-50, процентов 70-80 корпуса  созданы из композитов, поэтому желтый цвет не может быть композитом, да и сам композит в неокрашенном виде именно серый. Это первые прототипы на них нет БРЛС.

​Правильно желтым - радиопрозрачные, совершенно точно.

1413561569_28.jpg

MiG-29KUB-600x450.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

​Должен , вот МиГарь на фото и у него обтекатель композитный, самолет не покрашен. На этом прототипе Т-50 нет БРЛС, возможно поэтому такой обтекатель. 

  Возможно что окраска цвета на МиГе и Су - не приведена к общим стандартам, т.е являются внутризаводскими. Из фото непонятна мне логика разметки, она разная у Т-50 и МиГа.

  Можно предположить, что наличие заклепок - временное явление, обшивка из легкосплавных листов, позже будет заменена на композитные клееные, без заклепок. А разметка желтой краской это будущее расположение радиопрозрачных материалов. Ибо в противном случае, про использование технологий малозаметности говорить не приходится. И все эти параллельные рубленые формы до одного места, рассеивание от алюминиевых заклепок сведет на нет этот эффект.

  И применяется ли S-образный канал воздухозаборника на Т-50? Если нет, то это еще 1 минус в якобы поколение 5.

Кстати, на сколько я понял, композитный - не значит - радиопрозрачный.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  Возможно что окраска цвета на МиГе и Су - не приведена к общим стандартам, т.е являются внутризаводскими. Из фото непонятна мне логика разметки, она разная у Т-50 и МиГа.

  Можно предположить, что наличие заклепок - временное явление, обшивка из легкосплавных листов, позже будет заменена на композитные клееные, без заклепок. А разметка желтой краской это будущее расположение радиопрозрачных материалов. Ибо в противном случае, про использование технологий малозаметности говорить не приходится. И все эти параллельные рубленые формы до одного места, рассеивание от алюминиевых заклепок сведет на нет этот эффект.

  И применяется ли S-образный канал воздухозаборника на Т-50? Если нет, то это еще 1 минус в якобы поколение 5.

Кстати, на сколько я понял, композитный - не значит - радиопрозрачный.

​Возможно так и есть,  на МиГах серый это точно композит,  капоты на МиГах цельносъемные  и меньшего веса они композитные, ну и по соотношению на МиГах видно что металлы в нем преобладают.  По лопаткам компрессора Т-50.  Когда журналистов впервые к нему допустили, то на одном из снимков  отчетливо видны лопатки, на ВО эта статья есть, год, полтора назад вроде после МАКСА печатали подборку фотографий, ну и спор пошел по этой теме. Канал на нем не стали делать S-образным, вроде не из за его ненужности, так как он должен был нести ракеты РВВ ДБ с дальностью до 400 км где эта проблема не являлась решающей, но пока-что дальность стрельбы ракетами РВВ БД в передней полусфере составляет 200км (статья на форуме по этой теме есть). У нас же еще на Су-35 и Т-50 возлагают задачи среднего и ближнего боя (хотя думаю это излишне), а для истребителя больше подходят воздухозаборники с прямыми каналами, для тяги и для полноценной работы движков, насколько все это оправданно, не знаю.  Но таким машинам в ближний и даже средний бой лезть,  это перебор, штаты поступили иначе, в маневренности уступают, но они на ней особенно не зацикливались, "Раптор" не должен  участвовать в ближнем бою, он бьет с больших дистанций и уходит.  По окраске, возможно вы и правы.

 

1002101_80.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы вообще на АЗ хоть раз бывали? Он ещё не крашеный, а по поводу заклепок и композитов, клепка наиболее ремонтопригодный способ соединения деталей, доля композитов в планёре ~40℅, знатоки авиатехники собрались,

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы вообще на АЗ хоть раз бывали? Он ещё не крашеный, а по поводу заклепок и композитов, клепка наиболее ремонтопригодный способ соединения деталей, доля композитов в планёре ~40℅, знатоки авиатехники собрались,

​  Нет не были.  Здесь  разве написано, что это заседание специалистов КБ Сухого и Микояна ?  Это обычный форум, здесь общаются обычные люди,  или вы думаете что обычных людей не интересуют самолеты, здесь в основном предположения  обычных людей, а не заявления генеральных конструкторов. Знаете  , я тоже в чем то специалист, но это мне не дает право заходить на какой-нибудь форум  и хамить людям.  Если вы спец, напишите статью, я бы например с удовольствием прочитал бы о таких "мелочах",  но  про них никто не пишет,  ТТХ,  общие сведения, реклама и все. 

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  И кстати, если вы специалист, то ответьте пожалуйста на вопрос, что все-таки обозначено желтым цветом на центроплане Т-50.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  И кстати, если вы специалист, то ответьте пожалуйста на вопрос, что все-таки обозначено желтым цветом на центроплане Т-50.

​Фуфлогон это, обычный, если судить по моему опыту.. То что в Т-50 25-40 процентов композитов нагугливается за минуту:

Доля композитов - значительна. 70% обшивки самолета выполнено из полимерных углепластиков разработки ВИАМ, общая доля композитных материалов в конструкции планера - не менее 40% (по одним данным, ВИАМ) и ли около 25% (ОКБ Сухого).

Про заклепки я писать не буду, чтобы совсем уж не травмировать психику сего юного гостя...

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
 

​Фуфлогон это, обычный, если судить по моему опыту.. То что в Т-50 25-40 процентов композитов нагугливается за минуту:

Про заклепки я писать не буду, чтобы совсем уж не травмировать психику сего юного гостя...

  Я как то ​не обращал раньше внимание, может заклепки на первых прототипах? Ведь насколько я понял, композиты дороже   и на изготовление обшивки из них уходит много времени.  Самолет сам по себе уже очень дорогой, какой смысл экономить и клепать его этим заклепками,  если это сильно сказывается на его заметности, то-есть одного из критериев пятого поколения, для чего он собственно создается.  Кстати vk есть группа Т-50, там бывает интересная информация.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  Я зрением не блещу, вот пятый борт,  явного присутствия заклепок я не вижу, может кто разглядит . Информации по нему нет, как он там, востановили его после возгорания,  жалко, борт вроде уже был полноценный. Кстати задержка с закупками самолета связана с изменениями которые должны будут внести в конструкцию,  подробно прочитаете по адресу указанному в предыдущем коменте.  Также в этом году должны создать первый образец двигателя второго этапа для этой машины.

2zstqqa.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пять секретов Т-50




Российский самолет пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), поставки которого в войска начнутся в наступившем году, не менее фантастичен, чем космические истребители из "Звездных войн". Он обладает сверхманевренностью, незаметен для радаров - хотя сам видит все, - способен одинаково эффективно воевать на любой дистанции, поражая цели в небе и на земле.

Невидимый планер

Все удивительное в Т-50 скрыто от взгляда. 70 процентов его обшивки изготовлено из композитных материалов для снижени я заметности. Эффективная площадь рассеяния Т-50 - ключевой параметр в радиолокации, - 0,5 квадратного метра. Это значит, что на экране радара он будет выглядеть предметом величиной с ваоздушный шарик.

Геометрия планера и крыльев рассчитана так, чтобы Т-50 мог выполнять полет на больших углах атаки. Это нужно для сверхманевренности, которую ПАК ФА обесмпечивают

Поворотные сопла

Самолет оснащен двигателями с управляемым вектором тяги (изделие 117). Как поворотный двигатель на корме моторной лодки, отклоняемые сопла позволяют ПАК ФА разворачиваться практически на месте.

Для преодоления вражеской ПВО двигатели могут переходить с круглых сопел на плоские. Это неэффективно - потери тяги достигают 5-7 процентов, - но необходимо, чтобы спрятать массивные раскаленные турбины от радаров и инфракрасных датчиков.
 


 


Издение 117 позволяет разгоняться до сверхзвуковой скорости без использования форсажа и оснащено цифровой системой управления. Однако это лишь первый этап - в 2020 году на смену нынешним моторам придут новые, с увеличенной на 25-30 процентов тягой.

Умная обшивка

На Т-50 установлены шесть радаров. Их антенны распределны по обшивке, обеспечивая круговой обзор. Справа перед фонарем кабины находится датчик оптико-электронной системы обнаружения целей, за кабиной - инфракрасный датчик, позволяюший видеть "за спиной".

Станция радиоэлектронной борьбы "Гималаи" помогает Т-50 стать невидимым для вражеских радаров, одновременно позволяя видеть чамолеты-невидимки противника. Ее аппаратура также рассеяна по поверхности ПАК ФА.

- Мы изготавливаем не отдельные блоки, а части самолета со встроенными в них электронными устройствами, - объяснил генеральный директор концерна "Радиоэлектронные технологии" Николай Колесов.

Холодный разум

Т-50 - очень умный самолет. Два его многопроцессорных компьютера соединены оптоволоконным интерфейсом с пропускной способностью гигабит в секунду. Система радиоэлектронной разведки позволяет собирать воедино информацию, получаемую от радиостанций, радаров, оптическихи других датчиков, формировать из нее цельную картину происходящего в небе и на земле и передавать куда следует.

ПАК ФА способен воевать как в одиночку, так и в рамках концепции "единого поля", где каждая боевая машина является глазами, ушами и ударной силой всей армии. Т-50 может передавать данные о целях другим самолетам и наземным комплексам ПВО или получать целеуказания от них. Бортовая систему управления вооружением позволяет сопровождать до 60 целей, одновременно обстреливая 16 из них.

Навигационная система самолета комбинированная: GPS, ГЛОНАСС, оба стандарта и вообще без спутников. На последний случай имеется инерциальная навигация, как в баллистических ракетах. Гироскопы и акселерометры измеряют угловые скорости полета, а электроника, зная точку взлета, вычисляет текущее местоположение Т-50.



 


 


Принципиально новая система управления может взять на себя часть нагрузки по пилотированию, позволяя летчику сосредоточиться на выполнении боевой задачи. Пилот получает информацию в виде картинки на трех многофункциональных дисплеях. Есть индикация на лобовом стекле, система нашлемного целеуказания и речевой информатор. Он говорит приятным женским голосом: "Пуск разрешен".

Длинные руки

ПАК ФА способен вести воздушный бой на любой дистанции и вооружен для этого ракетами большой, средней и малой дальности. Дальнобойная Р-37 установила мировой рекорд, поразив цель на дистанции в 304 километра. Ракета средней дальности РВВ-СД в НАТО получила имя "Гадюка". Ее боевая часть снаряжена металлическими стержнями с миниатюрными кумулятивными элементами. Стержни соединены друг тс другом и при подрыве образуют расширяющееся кольцо, разрезающее цель.

Ракета ближнего радиуса К-МД может использоватьсмя и для противоракетной обороны. На защиту самолета работают и "Гималаи" - они морочат головки самонаведения вражеским ракетам.

Поскольку Т-50 не "чистый" истребитель, а многоцелевой самолет, есть у него оружие и для работы по земле. Например, , сверхзвуковая ракета "БраМос" российско-индийсконо производства, противокорабельная Х-35 или "убийца радаров" Р-58.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  И кстати, если вы специалист, то ответьте пожалуйста на вопрос, что все-таки обозначено желтым цветом на центроплане Т-50.

​а желтым цветом это покрытие деталей из дюраля или магния, обычно на них сразу наносят защитное покрытие, так как очень коррозионно активны, изделия из дюраля покрывают слоем чистого алюминия и лака (в итоге получается желтый цвет).

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а носовой кок, желтый скорее всего из-за стеклопластика, он в отличии от углепластиков радиопрозрачен и тоже в неокрашеном виде (только с лаком) желтого цвета, обшивка судя по фотографиям как раз из углепластика  - подходит и по цвету (серый стальной) и по назначению, углепластик имеет наибольший коэффициент поглощения радиоволн см диапазона, заклепки большой роли в формировании ЭПР не играют, поэтому их можно смело применять, тут больше значение имеет форма планера и состав краски и лака. Для этих знаний не надо заканчивать высшие учебные заведения как я, достаточно хоть раз побывать на любом авиационном заводе на ЛИС или ЛИСП и спросить у тех кто там работает. Изготовленные машины финальную окраску приобретают только после облета, а фотографии в первых сообщениях как раз с ЛИС и облетов - то есть они еще не окрашены.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


×