Перейти к содержимому
Григорий Молоканов

Уфимские скульптуры из времён СССР теперь стали "далеки от народа"

Рекомендованные сообщения

[email protected]
Уфимские скульптуры из времён СССР теперь стали "далеки от народа"
Григорий Молоканов это мой псевдоним , применяемый для общения в интернете. Моё настоящее имя - Латыпов Фарит Фаязович.Понимаю, что тематика моей серии статей о скульптуре времени СССР местная и всеобщего интереспа не может привлечь, но публикации предпринимаемые мною здесь, практически единственная, доступная мне, возможность,так как, местные интернет ресурсы  эти материалы не публикуют без объяснения причин.
автор: Фарит Латыпов
     Популярный в СССР лозунг, про "искусство, которое принадлежит народу", в реалиях уфимской жизни подвергся новым испытаниям.
Скульптуры оказались на крыше здания Торгового центра "Башкирия".  Тем самым, они стали абсолютно недосягаемыми для вандалов, но увы, при этом,  стали, так же, малодоступными и для добропорядочных горожан.
 Казалось бы, совсем недавно, уфимцы испытали подлинную возможность перенестись во времена СССР, когда на улицах и в парках города можно было обозревать  целые галереи скульптур спортсменов и "строителей коммунизма".
 Появление  в Уфе, вблизи ТЦ "Башкирия" скульптур, воспроизводивших изваяния, украшавшие улицы и парки  города в 50-е годы прошлого века, стало одним из самых значимых явлений в культурной жизни города в последние годы.   Инициатива дела по возрождению галереи шедевров "гипсового соцреализма", предпринятого в 2014 году  принадлежала   владельцу  здания Торгового центра,  именуемого теперь, как  Лайфстайл центр "Башкирия" успешному предпринимателю , депутату городского совета и меценату, курировавшему в городе многие социально значимые проекты, Артуру Хазигалееву. Коллектив скульпторов в наши дни, воссоздававший, утраченные изваяния  под руководством "лучшего скульптура республики" Халита Галиуллина, воспроизвёл образцы из советского прошлого достаточно точно . Эти скульптуры, в отличии от попыток подобного же возрождения скульптур, предпринятых уже в парке им.И. Якутова, такой же жёсткой критике не подверглись. https://mkset.ru/news/city/11-11-2017/bolshe-zolota-i-retro-v-ufe-v-parke-yakutova-poyavilis-novye-art-ob-ekty
Однако, судьба, и этих изваяний, оказалась непростой и полной различных перипетий.   Например, эти, как бы гипсовые изваяния, якобы, вернувшиеся к нам из 50-х годов, и тогда и сейчас были рассчитаны а их восприятие зрителем, стоящим на одном уровне с подножием скульптуры (на "рабочей поверхНости" на языке скульпторов). При их установке вблизи здания ТЦ, они были вознесены на пьедесталы высотой "около 2-х метров".   Артур Хазигалеев  объяснил в соцсетях   мотивы таких,  предпринятых его командой мер, необходимостью создания условий, препятствующих совершению в отношении скульптур актов вандализма. https://khazigaleev.livejournal.com/14448.html
Вместе с тем, им же, с удовлетворением отмечалось, что такое размещение скульптур,  на аллее вблизи ТЦ, оказало благотворное воздействие на общую обстановку вблизи Центра. В числе таких позитивных изменений назывались, вновь появившиеся, трогательные сцены с довольными "мамочками с колясками", гуляющими  среди царства ослепительно белых символов советской эпохи. По его мнению, общение с советской скульптурной классикой способствовало облагораживанию окружающей территории, в том числе, привело и к  исчезновению, обычных здесь ранее, злачных мест с   пьяными драками.  
 khazigaleev.ru/новости/57/
 Обращала на себя внимание одна деталь , в содержании текста, заявленного решения проблемы борьбы с вандальными проявлениями в отношении, выставленных в аллее скульптур, которые были вознесены над уровнем земли на высоту от 2-х до 12 метров. Если с высотой в 2 метра всё было понятно, то  цифра в 12 метров вызывала вопросы: "Где   вблизи от ТЦ можно было найти площадку для выставления скульптур на такой высоте?" Вероятно, уже тогда, вариант с вознесением скульптур на крышу ТЦ рассматривался.  И вот, ожидаемое свершилось, а именно, по одной из сторон прямоугольника периметра крыши ТЦ были установлены все скульптуры за исключением двух. Чести быть вознесёнными над суетной действительностью были лишены только изваяния "Доярки" и "Девушек, играющих с мячом"
 Казалось бы, нам остаётся только порадоваться такому решению судеб изваяний, уже, ставших для многих уфимцев близкими и привычными.Ныне, вознесённые ввысь скульптуры, обозревают с высока суету, царящую вокруг Торгового центра и, как бы, величественно освещают мелкое, приземлённое действо, творящееся внизу .
 Однако, есть и сомнения в абсолютной оправданности принятого решения с таким "вознесением". Начнём с того, что эти скульптуры были рассчитаны на их обозрение зрителями, находящимися в непосредственной близости к ним, с возможностью осмотреть изваяния со всех сторон, даже, обойдя их вокруг. Теперь скульптуры, отдалены от зрителя на 20-ть и более метров. Кстати говоря, вблизи ТЦ практически отсутствует место с которого эти скульптуры могли бы полноценно обозреваться, Так зритель, приблизившийся в зданию ТЦ вплотную, их просто не сможет увидеть, а находясь в 10-20 метрах от здания,  чтобы их рассмотреть должен задирать голову вверх. Более того, отходя подальше от здания, чтобы рассмотреть фигуры в "полный рост", а не с, обрезанными линией карниза ногами, зритель рискует оказаться на проезжей части  трассы по которой несутся автомобили в стороны ВДНХ и ипподрома"Акбузат". При этом, имеется ввиду, возможность лишь увидеть скульптуры, но не рассмотреть их. С доступного зрителю расстояния в 30-40 метров какое - либо рассматривание просто невозможно.  Даже определить сюжетное содержание  отдельных изваяний, зрителю теперь весьма затруднительно. Лишь, наблюдавшие их ранее, "на земле" до "вознесения",   могут теперь угадать в изваяниях, парящих на фоне неба, уже  знакомые им , образы.  Например, привычный всем силуэт "Девушки с веслом "угадывается именно по веслу в её руке. Однако и эта узнаваемая фигура при наблюдении с "дальней дистанции" почти неотличима от изваяния "Сталевара" у которого в руках инструмент такой же высоты, как и весло у "Девушки".  
  Однако, удалённость  расстояния, на котором теперь  зрителю приходится воспринимать скульптуры, не единственное препятствие для их полноценного обозревания.
 Уже прежнее вознесение скульптур на 2-х метровую высоту было спорным в том плане , что скульптуры задумывались для их осмотра людьми, которые стоят на том же уровне на каком покоится основание самого изваяния (так называемая "рабочая поверхность"). О том, что приподнятая, даже на небольшую высоту, скульптура должна изготавливаться с изменением её пропорций, говорит тот известный факт, что при скульптурном изображении всадника, тело последнего  должно создаваться с увеличением, в противном случае, оно воспринималось бы зрителями, как принадлежащее всаднику слишком малого роста.  https://studfiles.net/preview/6266573/page:4/
Такие требования к созданию "сознательной непропорциональности" ещё более возрастают, когда скульптура возносилась на карнизы зданий, или входила в череду изваяний в виде фриза  на его стенах. http://kanoner.com/2011/10/17/28117/ Обратимся, как к эталонному примеру воспрития скульптур, размещённых на крыше здания,  к размещению скульптур древнегреческих божеств, предпринятому в  Петербурге в  1761 году, по замыслу зодчего Франческо Растрелли на крыше здания Зимнего дворца (ныне здание музея  "Эрмитаж") . Заметим, что скульптуры богов,  обрамляющие периметр крыши "Эрмитажа", и воспринимаемые зрителями, как фигуры сопоставимые с обликом людей обычного  роста, вознесённые над землёй на высоту в 25 метров  в действительности имеют высоту от 3-х до 3, 5 метров. http://www.fiesta.city/spb/live/chto-nado-znat-o-kryshe-zimnego-dvortsa/
 Понятно, что прибавить побольше роста, "нарастить вверх" наши , вдруг вознёсшиеся ввысь, скульптуры нет возможности, и они неизбежно будут теперь восприниматься "коротышками". Даже в малой степени, не проводя аналогий и прямых сопоставлений, между "Эрмитажем" и нашим ТЦ, обратим внимание на общие закономерности восприятия скульптур, установленных на большой высоте. По поводу невозможности полноценного, подобного,  достигнутому  на крыше Эрмитажа, рассматриванию скульптур на крыше "ТЦ Башкирия"можно сказать следующее: Скульптуры  установленные на крыше Эрмитажа, создавали некий антураж внешнего облика "Зимнего дворца" , именно, при его обозревании с, примыкающей к зданию, Дворцовой площади, . Тщательное и детальное рассматривание изваяний, несмотря на их увеличенные размеры, предполагалось совершать зрителями, находящимися в непосредственной близости к изваяниям, то есть, на этой самой крыше. Сохранились описания регулярных прогулок,  которые совершал император Николай II с членами своей семьи на крыше Эрмитажа, с целью обозревания этих изваяний. Сохранились даже мостки для совершения таких прогулок, процессией из членов венценосной семьи.  Очень сомнительно, что подобные экскурсионные прогулки,  для обозрения скульптур, когда-либо будут предусмотрены на крыше нашего Торгового центра. Путешествующих по крышам, у нас традиционно не жалуют, вспомним недавнюю историю, случившуюся на крышах Киева, с М. Саакашвили. А блогер, сделавший на крыше "Эрмитажа"  интересные фотографии, в том числе, и приведённые здесь, затем имел малоприятные разбирательства с охраной Зимнего дворца , а затем стал участником "бесед с пристрастием" в разных подразделениях полиции.
 Итак, не думаем , что такие экскурсии на крыше нашего ТЦ, когда - либо станут реальными, тем более, что и, находясь на крыше, эти скульптуры нельзя будет обозревать, находясь перед ними, с самой важной, фронтальной позиции, а  именно для такого обозревания, при их создании, они и были, изначально предназначены.
 
 Фотографии на территории ТЦ Башкирия сделаны Гузалиёй Латыповой.


.

Аллея скульптур.jpg

Девушки с мячом у ТЦ Башкирия.jpg

Скульптуры вблизи здния ТЦ Башкирия.jpg

так смотрелись до вознесения..jpg

что видно на крыше.jpg

БИНОКЛЕМ.jpg

ТОЛЬКО ПРОБИВНОЙ БУР СТАЛЕВАРА.jpg

Обозревемые с нормального.jpg

Даже увеличенные скульптуры на крыше Эрмитажа .jpg

И здесь для рассматривания скульптур  Эрмитажа.jpg

Принадлежит народу плакат.jpg

Сделать фотографии скульптур на крыше Эрмитажа могут только обладатели навыков альпинистов и верхолазов..jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Другие мои статьи о скульптуре СССР в г. Уфе  можно посмотреть здесь:

1. Скульптура времён СССР, восстановленная в уфимском парке, может прославить город и привлечь поток туристов.
http://forum.topwar.ru/topic/18194-с
2.Уфимская скульптура периода СССР была копией шедевра из музейного собрания в Риме
http://forum.topwar.ru/topic/18283-у
3. Ещё одна скульптура из советского прошлого,восстановленная в парке Уфы, может быть отнесена к числу оригинальных и уникальных.
http://forum.topwar.ru/topic/18458-е
4. Уфимские скульптуры из времён СССР теперь стали "далеки от народа"
http://forum.topwar.ru/topic/28742-у
К О М М Е Н ТА Р И И

Эта скульптура "Пантеры на шаре" вернулась на своё место в уфимском парке
https://kudaufa.ru/place/park-im-salavata-julaeva/

И дело не в, упущенных при восстановлении деталях, а наоборот, в деталях дополнительно добавленных.
http://u7a.ru/articles/culture/8991

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В этих утверждениях автора комментария звучат ноты "квасного патриотизма", противоречащие , кроме прочего, восприятию исторически достоверного облика Петра I . Так в, отмеченном комментатором, облачении Петра I в "европейский костюм" нет ничего противоречащего исторически правдивому  портрету императора, который, как известно, именно в Европу "прорубил окно, и не только облачался  в европейские одежды, сам,  но и требовал такого-же от своего окружения. На скульптуре Петра вблизи с Ростральной колонной он изображён не в окружении вражеских кораблей, а в окружении носов российских кораблей, к тому времени погибших, таким образом, композиция  этой "колонны с Петром", призванная, воспевать победы российского флота, в реальности, исполненная Церетелли, объективно, напоминала о событиях, трагических для российского флота и моряков этого флота, и вовсе не говорила о близости Петра кораблям  врага, якобы заявленной, в этой скульптуре Церетелли, и в чём, упрекается и автор, якобы, сочувствующий Церетелли и даже подозреваемый в родстве с ним, и этот автор, по мнению комментатора, и  есть именно я.  При этом, в действительности, всё сказанное этим комментатором,  исключительно, "высосано из пальца" и есть пустое "словоблудие".

Изменено пользователем Григорий Молоканов
дополнение

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На эту мою статью откликнулась  команда Торгового центра Башкирия. Критика была принята, было сказано, что решение о "вознесении" скульптур было принято в качестве "вынужденной меры" в борьбе с вандализмом, и было заявлено о возможном впоследствии возвращении скульптур на землю. Привожу далее содержание этого отклика:

https://vk.com/bashkirialifestyle?w=wall-90325410_3233
Григорий Молоканов

В первую очередь огромное спасибо за статью, мы всегда рады не равнодушным к центру людям.

Возможно что в рамках борьбы с вандалами мы приняли неверное решение о переносе скульптур на крышу центра, и в будущем все равно вернемся к первоначальному месту размещения.

Команда ЛСЦ Башкирия ведет работы по созданию паркового пространства, обращая внимания на красоту, чистоту, безопасность и функциональность прилегающей территории.

В прошлом году мы занимались озеленением, монтажом дополнительного освещения, реконструкцией сцены и организацией открытого всесезонного тренажерного комплекса.

В этом году улучшили охрану, добавив работников и видеокамер.Увеличили песочницу для детей.
Организовали дополнительное асфальтовое покрытие в аллею для удобства прогулок с колясками.
Закупили современное звуковое оборудование, и теперь проводим музыкальные концерты каждую неделю .
Также готовим к открытию поле для мини футбола и скалодром для маленьких детей.

Призываем жителей Уфы, вступать в диалог с нами , для принятия лучших решений в организации нашего дружелюбного общественного пространства.

С любовью к городу и его жителям - команда лайфстайл центра Башкирия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


×