info@rb7.ru
Уфимские скульптуры из времён СССР теперь стали "далеки от народа"
Григорий Молоканов это мой псевдоним , применяемый для общения в интернете. Моё настоящее имя - Латыпов Фарит Фаязович.Понимаю, что тематика моей серии статей о скульптуре времени СССР местная и всеобщего интереспа не может привлечь, но публикации предпринимаемые мною здесь, практически единственная, доступная мне, возможность,так как, местные интернет ресурсы  эти материалы не публикуют без объяснения причин.
автор: Фарит Латыпов
     Популярный в СССР лозунг, про "искусство, которое принадлежит народу", в реалиях уфимской жизни подвергся новым испытаниям.
Скульптуры оказались на крыше здания Торгового центра "Башкирия".  Тем самым, они стали абсолютно недосягаемыми для вандалов, но увы, при этом,  стали, так же, малодоступными и для добропорядочных горожан.
 Казалось бы, совсем недавно, уфимцы испытали подлинную возможность перенестись во времена СССР, когда на улицах и в парках города можно было обозревать  целые галереи скульптур спортсменов и "строителей коммунизма".
 Появление  в Уфе, вблизи ТЦ "Башкирия" скульптур, воспроизводивших изваяния, украшавшие улицы и парки  города в 50-е годы прошлого века, стало одним из самых значимых явлений в культурной жизни города в последние годы.   Инициатива дела по возрождению галереи шедевров "гипсового соцреализма", предпринятого в 2014 году  принадлежала   владельцу  здания Торгового центра,  именуемого теперь, как  Лайфстайл центр "Башкирия" успешному предпринимателю , депутату городского совета и меценату, курировавшему в городе многие социально значимые проекты, Артуру Хазигалееву. Коллектив скульпторов в наши дни, воссоздававший, утраченные изваяния  под руководством "лучшего скульптура республики" Халита Галиуллина, воспроизвёл образцы из советского прошлого достаточно точно . Эти скульптуры, в отличии от попыток подобного же возрождения скульптур, предпринятых уже в парке им.И. Якутова, такой же жёсткой критике не подверглись. https://mkset.ru/news/city/11-11-2017/bolshe-zolota-i-retro-v-ufe-v-parke-yakutova-poyavilis-novye-art-ob-ekty
Однако, судьба, и этих изваяний, оказалась непростой и полной различных перипетий.   Например, эти, как бы гипсовые изваяния, якобы, вернувшиеся к нам из 50-х годов, и тогда и сейчас были рассчитаны а их восприятие зрителем, стоящим на одном уровне с подножием скульптуры (на "рабочей поверхНости" на языке скульпторов). При их установке вблизи здания ТЦ, они были вознесены на пьедесталы высотой "около 2-х метров".   Артур Хазигалеев  объяснил в соцсетях   мотивы таких,  предпринятых его командой мер, необходимостью создания условий, препятствующих совершению в отношении скульптур актов вандализма. https://khazigaleev.livejournal.com/14448.html
Вместе с тем, им же, с удовлетворением отмечалось, что такое размещение скульптур,  на аллее вблизи ТЦ, оказало благотворное воздействие на общую обстановку вблизи Центра. В числе таких позитивных изменений назывались, вновь появившиеся, трогательные сцены с довольными "мамочками с колясками", гуляющими  среди царства ослепительно белых символов советской эпохи. По его мнению, общение с советской скульптурной классикой способствовало облагораживанию окружающей территории, в том числе, привело и к  исчезновению, обычных здесь ранее, злачных мест с   пьяными драками.  
 khazigaleev.ru/новости/57/
 Обращала на себя внимание одна деталь , в содержании текста, заявленного решения проблемы борьбы с вандальными проявлениями в отношении, выставленных в аллее скульптур, которые были вознесены над уровнем земли на высоту от 2-х до 12 метров. Если с высотой в 2 метра всё было понятно, то  цифра в 12 метров вызывала вопросы: "Где   вблизи от ТЦ можно было найти площадку для выставления скульптур на такой высоте?" Вероятно, уже тогда, вариант с вознесением скульптур на крышу ТЦ рассматривался.  И вот, ожидаемое свершилось, а именно, по одной из сторон прямоугольника периметра крыши ТЦ были установлены все скульптуры за исключением двух. Чести быть вознесёнными над суетной действительностью были лишены только изваяния "Доярки" и "Девушек, играющих с мячом"
 Казалось бы, нам остаётся только порадоваться такому решению судеб изваяний, уже, ставших для многих уфимцев близкими и привычными.Ныне, вознесённые ввысь скульптуры, обозревают с высока суету, царящую вокруг Торгового центра и, как бы, величественно освещают мелкое, приземлённое действо, творящееся внизу .
 Однако, есть и сомнения в абсолютной оправданности принятого решения с таким "вознесением". Начнём с того, что эти скульптуры были рассчитаны на их обозрение зрителями, находящимися в непосредственной близости к ним, с возможностью осмотреть изваяния со всех сторон, даже, обойдя их вокруг. Теперь скульптуры, отдалены от зрителя на 20-ть и более метров. Кстати говоря, вблизи ТЦ практически отсутствует место с которого эти скульптуры могли бы полноценно обозреваться, Так зритель, приблизившийся в зданию ТЦ вплотную, их просто не сможет увидеть, а находясь в 10-20 метрах от здания,  чтобы их рассмотреть должен задирать голову вверх. Более того, отходя подальше от здания, чтобы рассмотреть фигуры в "полный рост", а не с, обрезанными линией карниза ногами, зритель рискует оказаться на проезжей части  трассы по которой несутся автомобили в стороны ВДНХ и ипподрома"Акбузат". При этом, имеется ввиду, возможность лишь увидеть скульптуры, но не рассмотреть их. С доступного зрителю расстояния в 30-40 метров какое - либо рассматривание просто невозможно.  Даже определить сюжетное содержание  отдельных изваяний, зрителю теперь весьма затруднительно. Лишь, наблюдавшие их ранее, "на земле" до "вознесения",   могут теперь угадать в изваяниях, парящих на фоне неба, уже  знакомые им , образы.  Например, привычный всем силуэт "Девушки с веслом "угадывается именно по веслу в её руке. Однако и эта узнаваемая фигура при наблюдении с "дальней дистанции" почти неотличима от изваяния "Сталевара" у которого в руках инструмент такой же высоты, как и весло у "Девушки".  
  Однако, удалённость  расстояния, на котором теперь  зрителю приходится воспринимать скульптуры, не единственное препятствие для их полноценного обозревания.
 Уже прежнее вознесение скульптур на 2-х метровую высоту было спорным в том плане , что скульптуры задумывались для их осмотра людьми, которые стоят на том же уровне на каком покоится основание самого изваяния (так называемая "рабочая поверхность"). О том, что приподнятая, даже на небольшую высоту, скульптура должна изготавливаться с изменением её пропорций, говорит тот известный факт, что при скульптурном изображении всадника, тело последнего  должно создаваться с увеличением, в противном случае, оно воспринималось бы зрителями, как принадлежащее всаднику слишком малого роста.  https://studfiles.net/preview/6266573/page:4/
Такие требования к созданию "сознательной непропорциональности" ещё более возрастают, когда скульптура возносилась на карнизы зданий, или входила в череду изваяний в виде фриза  на его стенах. http://kanoner.com/2011/10/17/28117/ Обратимся, как к эталонному примеру воспрития скульптур, размещённых на крыше здания,  к размещению скульптур древнегреческих божеств, предпринятому в  Петербурге в  1761 году, по замыслу зодчего Франческо Растрелли на крыше здания Зимнего дворца (ныне здание музея  "Эрмитаж") . Заметим, что скульптуры богов,  обрамляющие периметр крыши "Эрмитажа", и воспринимаемые зрителями, как фигуры сопоставимые с обликом людей обычного  роста, вознесённые над землёй на высоту в 25 метров  в действительности имеют высоту от 3-х до 3, 5 метров. http://www.fiesta.city/spb/live/chto-nado-znat-o-kryshe-zimnego-dvortsa/
 Понятно, что прибавить побольше роста, "нарастить вверх" наши , вдруг вознёсшиеся ввысь, скульптуры нет возможности, и они неизбежно будут теперь восприниматься "коротышками". Даже в малой степени, не проводя аналогий и прямых сопоставлений, между "Эрмитажем" и нашим ТЦ, обратим внимание на общие закономерности восприятия скульптур, установленных на большой высоте. По поводу невозможности полноценного, подобного,  достигнутому  на крыше Эрмитажа, рассматриванию скульптур на крыше "ТЦ Башкирия"можно сказать следующее: Скульптуры  установленные на крыше Эрмитажа, создавали некий антураж внешнего облика "Зимнего дворца" , именно, при его обозревании с, примыкающей к зданию, Дворцовой площади, . Тщательное и детальное рассматривание изваяний, несмотря на их увеличенные размеры, предполагалось совершать зрителями, находящимися в непосредственной близости к изваяниям, то есть, на этой самой крыше. Сохранились описания регулярных прогулок,  которые совершал император Николай II с членами своей семьи на крыше Эрмитажа, с целью обозревания этих изваяний. Сохранились даже мостки для совершения таких прогулок, процессией из членов венценосной семьи.  Очень сомнительно, что подобные экскурсионные прогулки,  для обозрения скульптур, когда-либо будут предусмотрены на крыше нашего Торгового центра. Путешествующих по крышам, у нас традиционно не жалуют, вспомним недавнюю историю, случившуюся на крышах Киева, с М. Саакашвили. А блогер, сделавший на крыше "Эрмитажа"  интересные фотографии, в том числе, и приведённые здесь, затем имел малоприятные разбирательства с охраной Зимнего дворца , а затем стал участником "бесед с пристрастием" в разных подразделениях полиции.
 Итак, не думаем , что такие экскурсии на крыше нашего ТЦ, когда - либо станут реальными, тем более, что и, находясь на крыше, эти скульптуры нельзя будет обозревать, находясь перед ними, с самой важной, фронтальной позиции, а  именно для такого обозревания, при их создании, они и были, изначально предназначены.
 
 Фотографии на территории ТЦ Башкирия сделаны Гузалиёй Латыповой.
.