Перейти к содержимому
Григорий Молоканов

Ещё одна скультура из советского прошлого,восстановленная в парке Уфы, может быть отнесена к числу оригинальных и уникальных.

Рекомендованные сообщения

Ещё одна скульптура из советского прошлого, восстановленная в парке Уфы, может быть отнесена к числу  оригинальных и уникальных.
Мы уже говорили о том, что в Уфе планируется  и проводится восстановление "парковых" скульптур относимых к категории "соцреализма . В их числе были названы такие копии шедевров искусства мирового значения, как "Мальчик вынимающий занозу " и "Мальчик с гусем"
.http://forum.topwar.ru/topic/18194-скульптура-времён-ссср
Оказалось, что есть основания поговорить об уникальности другой скульптуры из уфимского парка, впрочем, уже из числа, не относящейся, к шедеврам мирового искусства.
 Это скульптура "Пантеры на шаре" располагавшаяся в парке  на "Случевской горе", вблизи "висячего мостика" и восстановленная  буквально на наших глазах в 2014 году. Она впервые появилась в этом месте в 50-е годы прошлого века  в парке, уже именовавшемся  тогда парком Салавата Юлаева. Здесь мы имеем редкий случай, когда разтированная для установки в парках СССР скульптура  позволяет  определённо судить о её создателе.  
 По всем доступным сведениям, источником и в известном смысле оригиналом для копирования "уфимской Пантеры на шаре " оказалась одноимённая фарфоровая статуэтка, выполненная скульптором Светланой Ильиничной Асерьянц (Вайнштейн-Машурина) 1928-2017гг.) Выпускница   Московского институте прикладного и декоративного искусства  , она с 1954 по 1958 год работала скульптором на фарфоровом заводе «Пролетарий» (Чудово). Уже в этот период она создавала  скульптуры, стоящие намного выше среднего уровня. http://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=9687 В 1957 году выполнила скульптуру «Пантера на шаре».  На международной выставке керамики в Остенде в 1959 году именно за работу «Пантера на шаре».  получила серебряную медаль.В 1959 году поступила в лабораторию Дмитровского фарфорового завода по созданию образцов скульптур для массового производства. Параллельно она занималась "полномасштабной" скульптурой. Вот её собственное заявление:  "Между 1958 - 1963 годами мною сделано несколько парковых скульптур из подкрашенного цемента, в основном на анималистические темы". http://www.antique-salon.ru/forum/index.php?act=Print&client=printer&f=111&t=1073 . Очевидно, в число , названных  скульптором, "парковых скульптур" входила и "Пантера на шаре" установленная в уфимском парке на Случевской горе.  В качестве даты её появления называется 1959 год - время реконструкции парка в связи с завершением строительства автодорожного моста через реку Белую, вид на который, открывающийся с территории парка, власти города пытались  всеми силами приукрасить. Парк, за годы пребывания в нём скульптуры "Пантеры..." претерпел ряд переименований ( до 1967 года именовался парком "Петра Сазонова",затем Салавата Юлаева, Крупской...) Пантера..."   претерпела многие потрясения, переживаемые парком, когда после середины 80-х с приходом парка в полное запустение, скульптуры, вкупе с  перилами  соседствовавших беседок,  были окончательно разломаны https://anna-ufa.livejournal.com/1052.html  
В ходе реконструкции парка к проведению в городе саймитов ШОК И БРИКС в  2014 году администрацией города было предложено восстановить в парке скульптуры, установленные там в 50-е годы. Исполнителем проекта был избран скульптор Артём Зеленин .Скульптор, при восстановлении утраченного, по его собственным словам, опирался не только на старые фотографии, но и консультировался с биологами, что будет важно вспомнить, при понимании обсуждения темы в дальнейшем. По общему мнению, работа скульптора была выполнена качественно и в срок. Однако, к сожалению и к стыду администрации , "прикрывшей свои задницы" в том числе и работой скульптора, от гнева президента В.Путина, который грозил им  им за неисполнение подготовки к саймитам, , Артем Зеленин  так и не получил оплату за проделанную работу. Оставим на время  стороне этот позорный факт в истории с восстановлением скульптуры, а обратим внимание на особенности работы скульптора, проявленные им при восстановлении этого раритета.  Как уже неоднократно отмечалось, скульптор тщательно изучал восстанавливаемый оригинал но старым фотографиям, их оказалось не так  и много, но и таких отрывочных свидетельств оказалось достаточно, чтобы иметь
возможность судить о совпадениях и отличиях копии от оригинала, запечатлённого на фотографиях. А отличия действительно имеются. И речь не идёт о каких-то, упущенных при копировании, деталях и фрагментах. Как раз наоборот! Скульптура воссозданная
Артемом Зелениным содержит детали, неразличимые на фотографиях оригинала. И эти детали состоят в изображении рельефности мускулатуры животного. Возникает вопрос: насколько оправдан был такой "новаторский"подход Артема Зеленина  к, создаваемому варианту копии? Как мы уже  упоминали, парковая скульптура "Пантеры на шаре" в уфимском парке была одной их тиражных копий, созданных  Светланой Асерьянц, которая создавая их, отталкивалась от, ею же созданного, одноимённого образца "малой формы" предназначавшегося для его воплощения  в виде фарфоровых статуэток. Как размеры этого оригинала, так и материал для его  воплощения в виде статуэток, накладывали ограничения в плане возможности передачи резких границ и линий,  контуров, передающих рельеф мускулатуры животного. Мастер по изготовлению фарфоровых миниатюр  Светлана Асерьянц, при создании увеличенных копий своих оригиналов, не посчитала необходимым добавлять делали, которых не было на  оригинале - модели статуэтки малой формы из фарфора..  Такие ограничения в передаче облика животного  уже не устроили современного скульптора, неравнодушного к теме передачи пластичности и грациозности хищников из семейства кошачьих . Пока у нас не сложилось определённого мнения об источниках из которых скульптор А.Зеленин черпал анатомические подробности строения тела пантеры, позволившие ему детально воспроизвести рельеф мускулатыры животного, отсутствовавший на скульптурах "Пантеры" Светлана Асерьянц.
Завершая тему с этим сопоставлением скульптур  "Пантер на шаре",  стоявших в уфимском парке в 50-е годы и, восстановленной в последнее время, следует признать, что воссозданная копия отличается от оригинала, при этом сам "оригинал",   знакомый нам по старым фотографиям и  подобным копиям из 50-х годов, сохранившимся в городах Харьков и Николаевск на Амуре, несёт на себе такие особенности, которые были обусловлены специализацией автора, работавшей  преимущественно, в технике малых скульптурных форм, создавая образцы для их тиражирования в виде статуэток из фарфора. Соответственно, при эпизодических занятиях  Светланой  Асерьянц созданием объёмных изваяний "парковой скульптуры, автор не считала необходимым вносить в свои работы изменения, диктуемые изменёнными габаритами, создаваемых изваяний, а ограничивалась лишь чисто количественным увеличением размеров оригинала в соответствии с новым,требуемым масштабом. При приближении к 2014 году, когда в преддверии саймитов Шокс и "Бригс проводилась реконструкция парка,  недостатки в детализации облика животного, допущенные Светланой  Асерьянц, стали очевидными и настоятельно требовали исправления. И задачу, по  исправлению этой "исторической несправедливости" взял на себя наш современник, уфимский скульптор Артём Зеленин. С одной стороны такое "вольное обращение с наследием прошлого, пусть и не относимого к шедеврам и многократно тиражируемым, но "лишённым чарующего флёра подлинности и исторической достоверности может вызвать возражения по поводу не соблюдения  сохранения подлинности наследия прошлой эпохи. С другой стороны, следует помнить,  о  сложной истории появления в парках 50-х годов конкретных копий "Пантер на шаре", когда, по сути, автором тиражировалась увеличенная фарфоровая статуэтка, причём статуэтка удостоенная лауреатства на международной выставке. При этом автор , скованная жёсткими условиями государственного заказа  не имела сил и времени вносить необходимые при увеличении размеров, дополнения. Предпринятое Артёмом Зелениным воссоздание  скульптуры, с назревшими ещё в прошлом веке дополнениями, следует воспринимать, как свершившееся в наши дни, восстановление, давно назревшей необходимости.
И мы видим  "Пантеру на шаре" такой, какой бы её представила  зрителю в прошлом веке, автор Светлана  Асерьянц, имея бы она тогда, такую возможность.  И наша копия "Пантеры на шаре" благодаря полученным дополнениям уникальна и пока не имеет копий и повторений.Na_sluchevskoy_gore_raspolozhenie_skulptur.thumb.png.34e3fe26d5c5d423e17b8dc44e318115.pngMyi_vidim_povtorenie_obobshhyonnyih_form_farforovoy_statuetki.thumb.jpg.83f6b0c23fc99cb9f3585e5f55a75697.jpgря полученным дополнениям уникальна и пока не имеет копий и повторений.

Ешё один пример вольного обращения со скульптурой.jpg

У Ппантеры... 50-х годов  в уфимском парке рельеф мышц не просматривается.jpg

Статуэтка Пантера на шареАвтор С. Асерьянц.jpg

удасться избежать повторения такого обрашения с собой..jpg

Скульптура пантеры (Харьков.jpg

анатомия пантеры.jpg

Николаевск на амуре Пантера в парке М.Горького.jpg

Здесь передача рельефности мускулатуры животного достигнутая Артёмом.jpg

Изменено пользователем Григорий Молоканов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


×