Перейти к содержимому
Григорий Молоканов

Скульптура времён СССР, восстановленная в уфимском парке, может прославить город и привлечь поток туристов.

Рекомендованные сообщения

Скульптура времён СССР, восстановленная в уфимском парке, может прославить город и привлечь поток туристов.
                                                                                                                                                                                                                              автор: Фарит Латыпов
 Садово-парковая скульптура  времён СССР в последние годы переживает период обостренного к себе внимания и испытывает попытки возрождения в разных формах.  Примеры такого возрождения отмечены в городах Ижевске, Лысьве (Пермского края) в Казани и Хабаровске.
Не миновало "сие поветрие" и нашего города. Целая серия изваяний изготовленных по образцам  существовавшим в  советский период уже выставлены рядом с ТЦ "Башкирия", ещё несколько скульптур готовы дополнить эту группу. www.allufa.ru/news/obshchestvo/v-ufe-na-kryshe-kinoteatra-pobeda-ustanovili-pamyatnik-voin-osvoboditel-rabotnik-i-kolkhoznitsa/
 Присутствует заметный островок скульптуры "советского реализма" и в предпринятом обновлении облика парка им. Якутова.
 Сами по себе, эти факты,безусловно, положительные и для облика города действительно служат украшением, вызывают ностальгические чувства у старшего поколения, и знакомят молодёжь с популярными и привычными образами в обществе недавнего прошлого. Однако  этот процесс воссоздания прошлого проходит не без проблем. Так, по поводу скульптур, выставленных в парке им. Якутова появились негативные высказывания и даже протесты по поводу их "странного и даже пугающего" посетителей парка, облика.
   http://proural.info/society/milye-nelepye-pugayushchie-kakie-emotsii-u-ufimtsev-vyzyvayut-gorodskie-art-obekty/
Сам подбор скульптур, заявленных в планах, как воссоздающих облик изваяний 50-х годов, вызывает сомнения и возражения. Возникает вопрос. По каким критериям производился отбор образцов, удостоенных возможности вновь  радовать взор наших граждан?  И кто должен был иметь решающий голос, при принятии таких решений?  Исключить при решении этих вопросов влияние субъективности мнений, личных пристрастий и простой некомпетентности, позволило бы выделение из массы изваяний, способных претендовать на право быть восстановленными в наше время, те скульптуры, культурно-историческая значимость которых, несомненна.  При этом, имеются в виду скульптуры, созданные на основе копирования оригиналов из числа шедевров  общемирового значения. И таковые в нашем городе имелись. Одна из таких копий с оригинала созданного в 1-м веке нашей эры "Мальчика вытаскивающего занозу" была установлена в ансамбле скульптур предварявших вход в кинотеатр Победа. Эта копия, варианты которой хранятся в крупнейших музеях мира, уже привлекла к себе внимание депутата городского совета и мецената, уже много сделавшего, для воссоздания в городе, утраченных скульптур,  категории "соцреализма", Артура Валерьевича Хазигалеева. Депутат и благотворитель , вкладывающий личные средства в обустройство города, обещал восстановить утраченный шедевр "в ближайшее время" в прежнем виде.   
 www.allufa.ru/news/obshchestvo/---v-ufe-na-kryshe-kinoteatra-pobeda-ustanovili-pamyatnik-voin-osvoboditel-rabotnik-i-kolkhoznitsa/
 Другая,   сопоставимая по значению с "Мальчиком вытаскивающим занозу", скульптурная копия,  с признанного шедевром оригинала, "Мальчик с гусем"  размещалась во времена СССР именно в том же парке им. Якутова.  
Скульптура "Мальчик с гусем" прошла путь длиной в два тысячелетия от времени своего создания до появления в уфимском парке.
Сведения том, как воспринималась эта скульптура во времена СССР сообщила в журнале"Уфа", уфимской журналист и знаток родословных Уфы Рашида Краснова. .http://ufa.bezformata.ru/listnews/sred-stvolov-eshyo-svetlee/2045682/   
  В публикации о своих детских впечатлениях,  полученных ею, при посещении парка имени Якутова, она пишет о, поразившей её воображение скульптуре "Мальчик с гусем", выгодно отличавшейся от многочисленных тогда, в ближнем окружении, от этой скульптуры, истуканов - "пионеров  с горнами и барабанами". И хотя эта копия и была отнесена автором к "жалкой копии подобные которой, украшали все парки Советского Союза", однако она же признаётся, что испытанное ею необычайное волнение от встречи с этим творением оказалось вполне оправданным. Копия, как выяснилось позднее , была сделана  с   оригинала, действительно, вполне достойного восхищения .  Автором   оригинала  этой копии оказался  грек Боэф из Халкедона, творивший в конце 3 —начале 2 в. до н. э. Эта скульптура дошла до нас в виде  римской копии с бронзового оригинала и хранится в   Ватикане.(Рим).
Не менее ценные сведения приводятся тем же автором по поводу истории создания самой популярной среди парковых скульптур в СССР "Девушки с веслом", так же  наблюдавшейся Рашидой тогда  же в парке, но о ней мы поговорим позднее.
  Итак, названа ещё одна скульптура, из числа копий мировых шедевров, хранящихся в крупнейших музейных собраниях мира (Ватикан(Рим), музей Лувр (Париж) , Мюнхен Глиптотека (Германия), которая некогда украшала аллеи нашего парка . Оставим в стороне вопрос о качестве исполнения этой копии.  Скажем только, что обычно копии изготавливались методом снятия слепков с оригинала, именно методом таких слепков, создан основной фонд коллекции античного искусства музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве.  Ещё более качественные копии получались, когда применялся ещё более результативный, для достижения детальности копирования, метод "гальванопластики", что позволяло точно передавать все мельчайшие фрагменты исходной модели. Следовательно, копии, сделанные с копий, в плане полноты  передачи особенностей подлинника, при их восприятии зрителем , ничем не уступали  копиям, выполненным непосредственно с оригинала.  Следовательно  эстетическая значимость "тиражных копий", встречаемых среди парковых скульптур эпохи СССР, вполне сопоставима со значением  тех копий, которые  хранятся в европейских музеях.
Скульптура "Мальчик с гусем"одна из самых распространённых в парках СССР. Есть мнение, что эта скульптурная композиция стала популярной  ещё в садово- парковых комплексах России с ХIХ века. Путь этой скульптуры в Россию был долог и извилист.  уже говорилось, что творцом оригинала скульптуры был эллинистический скульптор Боэф из Халкедона. Уже в римское время изваяние стало весьма популярным и воспроизводилось в многочисленых копиях, одна из них и была  извлечена из земли при "псевдоархеологических"раскопках   в Италии ( Тоскана) уже в Новое время в ХVШ веке, и попала в поле зрения , увлечённого античными художественными древностями, баварского короля Людвига 1-го , того самого основателя музея - Мюнхенской Глиптотеки. С лёгкой руки Людвига 1-го, Баварию, а потом и всю Германию накрыла новая волна популярности "гусиной скульптуры" – "Мальчики" начали появляться на улицах, в парках, в скверах, на фонтанах и даже в сюжетах знаменитого немецкого фарфора. Стоит напомнить, что в Российской империи большинство садовников были немцами и по своему вкусу они часто подбирали парковую скульптуру. А что могло быть милее немецкому сердцу, чем "Мальчик с гусем"? Короче, в довольно короткий период количество упомянутых "Мальчиков" в России очень скоро сравнялось с немецким… http://www.gorodkiev.com/fontan-malchik-s-gusem.html Свидетельствами такого распространения "Мальчиков с гусем" в России является наличие копий этой скульптуры в декоративном убранстве дворца  Юсупова в Архангельском https://yandex.ru/images/search?p=1&text А также не единичное их присутствие в ансамбле парковых скульптур дворцов Петергофа. https://cyberleninka.ru/article/n/antichnye-obrazy-v-skulpturnom-ubranstve-dvortsovo-parkovogo-ansamblya-sergievka-petergof копии этого шедевра имеются в собраниях Эрмитажа и в экспозиции музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве. На данном этапе изучения этой темы, не представляется возможным понять, какими именно путями произошло массовое тиражирование и проникновение копий, ранее пребывавших в России лишь в убранстве дворцов и усадеб, а так же,  покоившихся в музеях, на улицы городов и на аллеи  парков  в СССР. Одно несомненно, это явление было поистине массовым, сопоставимым по количественным показателям с распространением копий той же"Девушки с веслом". Иногда авторами делаются попытки отследить место расположения оригинала, послужившего исходником, для тиражирования конкретных копий.. Так, было заявлено, что скульптурная группа «Мальчик и гусь», расположенная перед западным фасадом Фермерского дворца в Петергофе занимает место прежней статуи из бронзы, отлитой в 1854 году по модели немецкого скульптора Ф. Шиндлера. https://2gis.ru/spb/geo/5348720364961371 Относительно копий скульптур "Мальчиков с гусем" до настоящего времени, встречаемых на улицах Киева, заявляется, что они были сделаны с мраморной скульптуры, хранящейся в Мюнхенской Глиптотеке. http://vkieve.net/pamyatniki-skulptury/malchik-s-gusem-na-ulice-fedorova .
 Скульптура "Мальчик с гусем",  в парке Якутова оказалась "неправильной"
Таким образом, возвращаясь к скульптуре "Мальчик с гусем", выставленной в прошлые годы в нашем парке имени Якутова, изображение которой сохранилось на одной из семейных фотографий , можно сказать, что, по всей вероятности, мы имели здесь одну из многократно растиражированных копий, что однако, не снижает значение этой копии в плане приобщения граждан,  её созерцавших, к ознакомлению с одним из шедевров искусства мирового значения. Напомним, что все имеющиеся в мире изваяния "Мальчика с гусем" есть так же, копии, будь они времени Древнего Рима, или изготовленные в ХVIII веке, или ещё более поздние. Признав наш город бывшим, в недалёком прошлом, обладателем  пусть копии, но копии мирового культурного значения, попытаемся выяснить с какого именно именно оригинала она была сделана? При этом, не забывая о том , что сам оригинал является таковым лишь условно, и более оправданно, должен именоваться "копией - оригиналом". В наших поисках такого "оригинала-копии" используем метод сопоставления наиболее выразительных фрагментов данной скульптуры. Таким "ключевым" фрагментом предпочтительно было избрать участок скульптуры, на котором располагается шея и голова птицы.  Именно поворот этой головы, а так же степень раскрытия клюва птицы придаёт каждому отдельному варианту "копии-оригинала" и соответственно, сделанным с неё  тиражированным копиям, неповторимое своеобразие и оригинальность. Занятие этим сопоставлением было увлекательным и многообещающим... Если бы оно не было прервано, самым неожиданным образом. А именно, в определённый момент наших поисков произошло то, что можно было назвать "прозрением"и даже"озарением" . Оказалось, что наша скульптура "неправильная"!? А именно, если на подавляющем большинстве, известных нам, копий "Мальчика"  он прижимает шею гуся к своему левому плечу, то у нашего "якутовского", шея гуся прижата   к его правому плечу. Деталь не столь важная и может считаться результатом простой случайности, или невнимательности скульптора,  создававшего копию с "копии оригинала". Однако, можно сделать следующее предположение о том, почему на подавляющем большинстве копий, "Мальчик" прижимает гуся к своему левому плечу, а не не наоборот. Представим себе, что скульптор, работавший над созданием оригинала,  привлекал в качестве  модели, воспроизводимого в мраморе образа, настоящего, мальчика-натурщика.  Понятно, что добиваясь естественности позы натурщика, ваятель позволял ему занять  позу, удобную для долгого процесса позирования. При этом,  для такого простого и грубого действия, как обхват шеи гуся (вырывающегося из его объятия, по всей видимости) рукой, прижимая эту шею гуся к себе( для длительного процесса позирования вместо настоящего гуся, вероятно, был использован некий муляж, или чучело птицы), натурщик, выбирая для себя позу  с прихватом шеи гуся , избрал бы, в качестве основного, действие  второстепенной (левой) рукой с тем, чтобы более сильной и "ловкой"правой,  была возможность контролировать мелкие движения  головы и клюва гуся, например, при его попытках ущипнуть мальчика за лицо , то есть правая рука должна была быть готова пресечь действия гуся, то есть действия гуся более для мальчика неприятные , чем  стремление гуся просто вырваться "на волю".
 Понятно, что такая логичность и оправданность позы и действий мальчика- натурщика справедливы      при условии, если этот мальчик "обычный" то есть "правша". В случае с натурщиком-левшой, всё происходило бы наоборот, и шея гуся должна была бы быть прижата правой рукой к правому плечу, что мы и имеем у "Мальчика" в "якутовском" варианте.  Итак, если принять наши предположения, скульптору, создававшему копию для парка Якутова, или скульптору создававшему оригинал для копирования тем копиистом, позировал мальчик-левша. Поскольку "леворукость"среди людей, явление редкое, таких "казусов" с "леворукими" натурщиками не могло быть много. Действительно, известные нам повторения подобной "аномалии" в скульптурном исполнении единичны. На сегодняшний день, сведений о них в виде фотографий, дополняющих  имеющуюся у нас, увы,   тоже лишь только, фотографию нашего "Мальчика" , известно  нам  лишь только две.  Одна из них размещена на ресурсе "Национального фотоархива. WWW.GEOPhOTO.RU     в качестве автора снимка назван Соколов Андрей дата размещения фото 2004-07-01.  Местом расположения объекта съёмки указаны коллекции музея  Лувр. Более полная информация об объекте фотографирования (зал экспонирования , номер в  каталоге) отсутствуют. Найти фотографию дублирующую этот снимок среди, опубликованных репродукций скульптур этого музея, пока не удалось. Запрос об искомых нами дополнениях, отправлен автору фотографии , но ответ всё ещё не получен.  Вторая фотография "леворукого мальчика" опубликована в качестве иллюстрации к исследованию Валерия Ронкина "Гуси — лебеди" "http://ronkinv.narod.ru/gaga.htm к большому сожалению, эта фотография была выбрана тем автором в качестве иллюстрации к тексту совершенно случайно и никак с содержанием работы не была связана , При этом, никакой атрибутации само фото не имело, и определить место расположения сфотографированного объекта, так же, не представляется возможным. К тому  же, нет возможности опросить по этому поводу самого автора публикации, в настоящее время, увы, уже ушедшего из жизни. При сопоставлении всех трёх известных нам фотографий с "Леворуким мальчиком с гусем" можно  заметить, что  они заметно отличаются друг от друга Так, на фото  "Соколова"  голова гуся в меньшей степени, чем на фото "Ронкина", поднята вверх.  Наша "якутовская" копия "Мальчика" выглядит более близкой именно к копии с фото Андрея Соколова, то есть заявленной, как  полученной при фотографировании коллекций Лувра.
  Названная "неправильность" нашей копии "Мальчика", её отличие от большинства прочих копий, "правильных  и обычных", её значимость и ценность снижает, или нет? Отнють, такое "отклонение" нашего "Мальчика"  сродни тому, которое ценится, например, среди нумизматов, когда экземпляры монет, получившие в ходе их производства дефекты , и отклонения от предписанных образцов, ценятся особенно высоко и считаются "раритетами". Такой же "изюминкой", для ценителей уфимских древностей, гостей города и туристов может стать история с "леворукостью" нашего уфимского "Мальчика с гусем". Учитывая сказанное, следует согласиться с тем, что в число скульптур, украшавших наш город в 50-е годы и подлежащих восстановлению, помимо  "Мальчика вытаскивающего занозу",  что уже   депутат городского совета и  меценат Хазигалеев Артур,  обещал сделать , следует, так же, внести и задачу восстановления  скульптуры "Мальчика с гусем" в парке им. Якутова.  Остаётся добавить, что при воссоздании скульптуры на её законном месте в парке, названная "аномальность" скульптуры,  должна быть обязательно сохранена ,  так как именно это "отклоненние от нормы" переводит копию нашего"Мальчика" из череды , оттиражированных, и во многом, обезличенных копий, в категорию изваяний оригинальных и уникальных даже в сопоставлении его с копиями, хранящимися в крупнейших музеях мира.

Запланирован для восстановления.jpg

Рим капитолийские музеи..jpg

В ПАРКЕ ЯКУТОВА со школьником.jpg

В ПАРКЕ ЯКУТОВА ОТДЕЛЬНО.jpg

В ПАРКЕ ЯКУТОВА не леворукая копиjpg.jpg

СОПОСТАВИТЬ.jpg

Мальчик с занозой у Победы.jpg

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжение и дополнение темы о восстановлении скульптур периода СССР в уфимских парках смотрите здесь
http://forum.topwar.ru/topic/18194-с
http://forum.topwar.ru/topic/18283-у
https://kudaufa.ru/place/park-im-salavata-julaeva/
http://u7a.ru/articles/culture/8991

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


×