Перейти к публикации
Ferum

ОМОН Античных Афин

Рекомендованные сообщения

Охрана общественного порядка была, есть и будет одной из важнейших функций государства .Шли века ,возникали и рушились великие империи, но полиция ( милиция, вигилы(1), земские ярыжки (2) и тому подобное - суть не в названии) продолжает оставаться одним из ведущих институтов Власти. Крепкий молодец с неискаженным интеллектом лицом , облаченный в омоновский камуфляж или древнеегипетский передник , камзол и треуголку Петровской эпохи или высокий шлем-цилиндр лондонских констеблей -неотъемлемый атрибут любой уважающей себя государственности. Вавилонский бич из слоновьей кожи или российский ПР-73 в руках оного молодца - символы соответствующей эпохи, не более. 
Одним из интереснейших полицейских формирований,относящихся к временам античности, является отряд так называемых ,, скифов-стражников'', находившихся на службе в Афинах в 5-4 в. до н.э.
Классическое государство-полис, олицетворение морской и колониально-торговой мощи Эллады, Афины переживали в это время период подлинного расцвета. Заняв главенствующую роль в созданном для для борьбы с Персидской империей Первом Морском союзе(т.н. Делосская симмахия), Афинская республика богатела, становясь подлинной античной ,, Меккой,, для ученых и философов, поэтов и писателей, художников, торговцев, а также, что вполне естественно, для жуликов, воров, извращенцев и проходимцев всех мастей. 
Именно в Афинах буйным цветом расцвела ,, власть народа,,- демократия, когда любой пирейский (3) опоек мог сколько угодно, ратуя за Отечество, драть глотку на главной городской площади- агоре (4), прикрыв срам драным хитоном; зевая от скуки, выполнять гражданский долг за три мелких медных обола в день, заседая в Народном собрании или часами вести "" умные ,,беседы с такими же бездельниками из разряда - ,, курица или яйцо- что первично?" А еще в гоударстве Афинском существовала крайне интересная процедура - т. н. ,, остракизм" , когда любого человека , выделяющего из серой массы городского быдла ( в чем , собственно говоря , преступление перед оным быдлом и заключалось ) , можно было в превентивном порядке отправить в изгнание в результате законной ,, демократической " процедуры. Таким образом, любой пролетарий- нищеброд мог, процарапав на обломке горшка неугодное имя, приопустить какого-нибудь борзого стратега ( выборные афинские военно-политические руководители), отправив его на время охладиться поближе к южному берегу Понта Эвксинского ( Черное море), которое в те славные времена было далеко не курортной зоной. Если добавить к этому , что из примерно 300.000-350.000 жителей античного мегаполиса - Афин, полноправными гражданами были лишь тысяч 35-40, многочисленные ,, неграждане''- греки-переселенцы из других мест Эллады ( т.н. метеки) являлись людьми ,, второго сорта '', раб человеком не считался по определению, а афинские женщины представляли собой только что-то вроде аппарата по воспроизводству населения с соответствующим набором прав и обязанностей, то клубок социальных противоречий был запутан не слабо. Принимая же во внимание, что Афины были крупным морским и торговым городом, который что в наше время, что в древности всегда представляет собой рассадник преступности, то утренние криминальные сводки вряд ли радовали городских чиновников- архонтов (5),ответственных за правопорядок и соблюдение законности.Так кто же обеспечивал общественный порядок на древнеафинских улицах, гонял пьянчуг и мелких воришек, проводил рейды и облавы в злачных местах портового Пирея? Это были рослые, в основном белокурые и светлоглазые парни , уроженцы Танаиса (античное название Дона), Гипаниса ( Кубани ), Борисфена ( Днепра), которых эллины называли ,, скифами''.
Надо сказать, что как все ,, высококультурные и демократичные'' нации, древние греки полноценными людьми считали только себя , земли Северного Причерноморья, донские, кубанские и приднепровские степи, которые, собственно, и кормили скудную хлебом Элладу, почитали дикой пустыней, населенной ,, варварскими племенами'', которых, не мудрствуя лукаво, и обозвали скопом - ,, скифы'( древнегр.,, скитальцы, кочевники'').Сами жители Великой Степи так себя не называли. Их было много племен: саки, массагеты, дахи,тохары и прочие. Великие воины, пасшие свои стада и табуны на необозримых просторах от Дуная до Алтая, они своими меткими стрелами и грозной броненосной конницей в свое время остановили железные фаланги Великого Александра, не раз и не два громили армии супердержавы тогдашнего мира - Персидской империи Ахеменидов. ,, Отец истории '' Геродот писал, что этот народ ( скифы) мог бы властвовать над всем миром, не будь разделен на множество племен, враждующих между собой.
Кстати, существует версия, что донские казаки - это потомки саков, ,, белых лебедей'', самоназвание одного из степных племен, чьим тотемом была эта красивая гордая птица ( сак, ак-сак, казак).
Античные историки отмечают высокие моральные качества скифов: храбрость, любовь к свободе, верность слову , честность, почитание старших и родных обычаев. 
Надо сказать, афиняне деньги считать умели и выбор сделали правильный. Греческие колонии : Ольвия, Танаис, Пантикапей граничили со скифскими землями, их население было смешанным. Торгуя, воюя, общаясь со степняками, эллины по достоинству оценили их высокие боевые качества, отвагу и свирепость в бою, умелое владение оружием. 
Скифы были универсальными бойцами, одинаково умело действовавшими в пешем и конном бою, обученными биться в одиночку и строем. 
Продуманным и функциональным было снаряжение и вооружение воина-скифа. Кожаные кафтаны, рубахи, удобные для верховой езды штаны и мягкие сапоги, своеобразные шапки из кожи или меха - остроконечные или чуть закругленные, с длинными лопастями, закрывающими уши. Надо отметить, что скифы - излюбленный сюжет изобразительного и ювелирного искусства, как греческого, так и скифского, что, наряду с многочисленными археологическими находками позволяет довольно уверенно воссоздать облик воина-степняка. Боковой шов на скифских шароварах прикрывала цветная 
лента - не отсюда ли ведет свою историю лампас - краса и гордость славного нашего казачества! Главным оружием скифов был лук, в отличие от греческого, сложносоставной - из дерева, кости и сухожилий, длиной 60-70 см. Стрелы, длиной 45-84 см. имели бронзовые, костяные и, реже, железные наконечники различной формы и предназначения ( для стрельбы по разным целям). Особенностью скифской экипировки было то, что лук и стрелы ( от 30 до 100 шт.) переносились в одном футляре - горите. Скифские двулезвийные мечи-акинаки имели длину 50-60 см., но были и длинные ,, карты "до 1 м., удобные в рубке с коня, на вооружении имелись копья, до 2 м. и дротики. Ударное оружие было представлено бронзовыми, железными и костяными чеканами, булавами и боевыми топориками. Защитное вооружение скифов также было богатым и разнообразным : ламеллярные, т.е.соединенные ремешками и чешуйчато-нашивные панцири из кожаных, бронзовых, железных и костяных пластин; шлемы т.н. ,,кубанского типа'', железные или бронзовые, округлой формы или греческие, в соответствии со скифской модой, лишенные наносников и нащечников; предусматривалась защита рук и ног, интересной деталью снаряжения являлись гибкие наспинные щиты. Кони скифов, по крайней мере, их ударных частей, бронировались - чешуйчатыми нагрудниками и налобниками. Седел в то время не знали, вместо них использовали чепраки-попоны из кожи, ткани или звериных шкур. Понятно, что эта экипировка не требовалась сакским молодцам при патрулировании афинских улиц, но в боевых действиях наверняка использовалась. В качестве ,,демократизатора''выступала плеть- ,,прабабушка'' казачьей нагайки, которая по силе воспитательного воздействия вряд ли уступала ПР-73. 
Все оружие и предметы экипировки были высокого качества, богато украшенными в знаменитом ,, зверином стиле''и служили предметом гордости скифского мужчины-воина.
Вот такие бойцы вышли на охрану правопорядка в колыбели античной демократии.Когда это произошло? Афинский оратор Андокид в 391г. до н.э. говорит, что ранее Афины ,, купили'' отряд скифов-стражников, правда, историки относят это к 478-476гг.Численность их в разное время колебалась от 300 до 1000 стрелков-лучников, находившихся на службе Афинского государства. Иногда их называют ,, государственными рабами'', но это, вероятно,заблуждение. На мой взгляд, скифы-стражники были наемниками, получающими жалованье за свою нелегкую службу, хотя единой точки зрения по этому вопросу у историков нет.
По мнению некоторых ученых, при минимальной оплате - 3 обола в день, содержание отряда в 300 бойцов, обходилось афинской казне в 9,1 таланта (6)в год ( без учета расходов на экипировку), при общих государственных доходах в 1000 талантов накануне Пелопоннесской войны (7).Возможно, именно дороговизна содержания заставила афинян в 4в. до н. э. отказаться от скифской стражи, когда после поражения в Пелопоннесской войне , Сицилийской катастрофы (8),общей разрухи и упадка, доходы Афин резко упали.
Бравые парни в непривычном для истинного эллина одеянии , вооруженные незнакомой системы луками и мечами, патрулировали улицы и площади, ловили воришек и гоняли проституток, выполняя приказы, забивали в колодки и волокли в тюрьму провинившихся перед афинским государством людей; с помощью выкрашенного красной краской шнура, словно неводом, сгоняли опаздывающий с агоры народ на Народное собрание для ,,демократического волеизъявления'' - словом, исполняли обычные полицейские функции. Работа эта черная, тяжелая и грязная и вряд ли до конца из современных читателей оценит ее тот, кто сам не запихивал буйного ,, двадцатого'' (9) в ,,собачник'' патрульного ,,Уазика''. Прав был великий русский советский актер Борис Андреев, записавший великолепный афоризм : ,, Древние греки и не подозревали, что они были древними греками''. Человеческая природа не меняется и хороший пример тому - отношение т.н. интеллектуалов к полицейскому труду. Так, знаменитый афинский драматург Аристофан в ряде своих комедий: ,,Ахарняне'', ,, Всадники'', знаменитой ,, Лисистрате'' выводит прямо таки нарицательный образ скифа- стражника, подчеркивая его тупость, жадность , грубость и прочие низменные черты. Далеко ли ушли от него наши российские ррреволюционеры- интеллигенты с их ,, Держимордой ''?! Действительно, степные пареньки из скифской глубинки, насмотревшись на нравы античного мегаполиса, где акты зоофилии и разрывание младенцев во время вакханалий (10) особо никого и не возмущали , наверняка от души вламывали плетюганами по филейным и иным местам тогдашним античным поборникам ,, общечеловеческих ''ценностей! 
Но скифы-стражники были не обычными городскими полицейскими, они представляли боевое, ударное спец подразделение, подобно российскому ОМОНу не только охраняющее общественный порядок, но и принимающее активное участие в военных действиях.
Основой афинского войска, как, впрочем, и других греческих полисов, была тяжелая пехота- принадлежащие к среднему классу воины-гоплиты(11), могущие позволить себе покупку тяжелого вооружения: панцирь, шлем, щит, копье и меч. Соответствующей вооружению была и тактика - удар накоротке плотно сомкнутым строем - фалангой.Функции разведки, боевого охранения, проведения рейдов и завязки боя возлагались на легкую пехоту, на вооружении которой были дротики, луки и пращи.Надо отметить, что дистанционный бой не был сильной стороной древнегреческого войска. Как хорошие стрелки, славились критские лучники. Их, равно как и родосских пращников, всегда старались нанять дла проведения серьезных военных кампаний. Однако, скифские бойцы были на порядок сильнее. Скифский сложный лук обладал повышенной дальностью и пробиваемостью ( примерно 90-100 шагов против 60-70 у простого критского лука), а самое главное - скифы умели стрелять с коня. У эллинов более или менее боеспособной являлась только фессалийская конница, которая на тот момент могла вести лишь дистанционный бой, меча дротики с лошади.Слава кавалерии Александра Великого была впереди. Пока же скифские всадники, мечущие на скаку губительные стрелы, наверняка казались эллинам исчадиями подземного Аида, воинством Сатаны.
Подлинного великолепия Афины достигли при знаменитом Перикле (12).Город украшался величественными и прекрасными зданиями , храмами , скульптурами. Личный друг стратега, великий античный зодчий Фидий, создавал один шедевр за другим. Но все эти Парфеноны, Зевсы Олимпийцы, Афины Паллады и прочее требовали денег, и денег немалых. А казной союзной, располагавшейся в храме на о. Делос, распоряжались Афины, все чаще и чаще произвольно запускавшие в нее загребущую горсть - а как же, шедевры ведь строим! Первый стратег, ничтоже сумняшеся, выводил на земли союзников безземельных афинян, создавая военные поселения - клерухии, что любви к Афинам тоже не добавляло. И самое главное, господствовать в Элладе стремились не одни Афины. Суровые и прямые, как гоплитский меч-ксифос, спартанские мужики, почесывая единственную извилину от шлема на мужественной голове, давно с опасливым подозрением следили, как усиливается мощь извечной соперницы. Колыбель демократии и оплот тоталитаризма в конце концов сошлись таки в долгой и кровавой войне, стоившей обеим сторонам многих потерь, лишений и приведшей в конечном счете к их взаимному ослаблению. 
Фукидид, античный историк, сам участвовавший в Пелопоннесской войне, не раз и не два выделяет участие в ней скифов-лучников из состава афинской городской стражи. 
В ходе боевых действий афинянам пришлось неоднократно проводить военно-полицейские операции по ,, вразумлению'' союзников, многие из которых поспешили от всех тягот войны свалить из Морского союза в ,, вольное плавание''. Естественно, афинским демократам такое понравиться не могло и их карательные экспедиции спешили к отступникам с ,, дружественными '' визитами. В состав отрядов непременно включались скифские подразделения, как конные, так и пешие. Так, в рейде на о.Самос в составе афинских войск было 20 конных скифов-стрелков и это не преминул отметить античный автор, что подтверждает высокую боевую ценность даже таких небольших групп воинов-степняков.
В ходе всей Пелопоннесской войны афинские скифы-стражники были ее непременными участниками. 
Так, отряды скифских стрелков в количестве 400 человек воюют на Пелопоннесе в 431 г. до н.э., под командованием стратегов Клеона и Демосфена бьются при Сфактерии в 425 г. , участвуют в злосчастной для афинян Сицилийской авантюре в составе экспедиционного корпуса Никия и Демосфена. Да и во многих других местах : в речных долинах и на горных перевалах Балканского полуострова, на бесчисленных островках греческих Киклад, на зеленых сицилийских равнинах кидались в бешеные атаки, рвали тетивы метких луков, выслеживали и вязали вражеских лазутчиков степные удальцы, честно отрабатывая свою плату. Хлеб наемника- горький хлеб, замешанный на крови.
Возможно, осознав это,степняки перестали наниматься на афинскую службу, возможно, по экономическим причинам, приведенным выше, содержать их стало дорого, но в 4 в. до н.э. упоминания о скифах- стражниках исчезают из исторических хроник. 
Завершая рассказ, хотелось бы упомянуть такой факт . Основой военной мощи Афинской республики был флот, а основным типом боевого корабля являлась триера. Не вдаваясь в конструктивные особенности данного судна, о чем ведутся давние споры историков и военных специалистов, отмечу лишь, что помимо гребцов, матросов и гоплитов в состав команды входили 4 скифа- лучника, то есть античные омоновцы выступали и в качестве морских пехотинцев. Поистине Универсальные Воины античного мира ! 

авт. Железяка.

Примечания:

1. Вигилы - формирования в императорском Риме, выполнявшие полицейские и противопожарные функции. 
2. Земский ярыжка - младший полицейский чин на Руси в 16-17 вв.
3. Пирей - морской порт Афин, соединенный с городом т.н. ,,Длинными стенами''.
4. Агора- главная площадь древнегреческих городов, общественно-политический и торговый центр.
5. Архонт- высшие должностные лица в Афинской республике.
6. Талант - крупная денежная единица античности , аттический талант был эквивалентен 26,2 кг. серебра.
7. Пелопоннесская война - 431-404 гг. до н.э. война между Афинами и Спартой и их союзниками за гегемонию в Элладе, закончившаяся поражением афинской коалиции. 
8. В ходе Пелопоннесской войны, при попытке овладеть Сиракузами на Сицилии, был уничтожен афинский экспедиционный корпус (415-413 гг. до н.э.).
9. ,,Двадцатый'' - в советской и российской милиции жаргонное название пьяного правонарушителя ( В СССР 20 рублей поначалу составляла плата за услуги медвытрезвителя).
10. Вакханалии - праздненства в честь бога виноделия Диониса-Вакха, отличавшиеся разнузданно-сексуальными оргиями. 
11. Гоплиты- ( от ,, гоплон''-щит) пешие тяжеловооруженные воины в Элладе.
12. Перикл ( около 490- 429 гг. до н. э.)- государственный деятель, в правление которого Афинская республика достигла наивысшего могущества. 

Источники : 

1. Геродот. История : В Девяти томах. Кн.4 /пер. и прим. Г. Стратановского.- М.: Ладомир: Аст, 1999.
2.Питер Коннолли. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 
3. Фукидид. История. Издательство: Наука, 1981. 
4. Э.Д.Фролов. Скифы в Афинах. Вестник Древней Истории, 1998, 1. 

 
 
 
 
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×