Перейти к содержимому
Гнат Бурнаш

Эта нелегкая Победа в небе Халхин-Гола.

Рекомендованные сообщения

     tmpFNTXzl.thumb.jpeg.8f269e0b225d560c57540913714bbe8c.jpeg

      В западных публикациях обычно говорится, что воздушные бои на Халхин-Голе были самыми крупными с момента окончания Первой Мировой войны. Однако это расхожее мнение не соответствует действительности.

      В «собачьих схватках» Первой Мировой обычно участвовало не больше нескольких десятков самолетов с обеих сторон, а такие бои, в которых одновременно сходились свыше сотни аэропланов, были крайне редки.     

     Таким образом, развернувшиеся на Халхин-Голе воздушные битвы с участием 200-300 самолетов, являлись беспрецедентными в истории авиации вплоть до начала знаменитой «Битвы за Англию».

     Да и во времена Второй Мировой сражения такого масштаба происходили нечасто.

      С советско-монгольской стороны в боевых действиях участвовали в общем счете свыше 900 самолетов, с японской – более 400. Максимальная единовременная концентрация авиасил составляла примерно 580 советских и до 200 японских самолетов. При этом надо учесть, что все они действовали на относительно небольшом участке, не превышавшем 60-70 километров.    

     Таким образом, на каждый километр фронта приходилось по 10-12 самолетов, – что в несколько раз больше аналогичных средних показателей времен Великой Отечественной войны.

       Советское командование оценило потери противника на Халхин-Голе в 646 самолетов, из которых 588 (529 истребителей, 42 бомбардировщика и 17 разведчиков) сбито в воздушных боях и еще 58 (35 истребителей, два бомбардировщика, 15 разведчиков и шесть транспортников) уничтожено при налетах на аэродромы. 14 самолетов записали на счет зенитчиков ‹4›.

Японцы заявили об уничтожении в воздушных боях 1162 советских самолетов и 98 – на земле ‹33›.

Все эти цифры имели мало общего с действительностью. Советские данные завышены в четыре раза, а японские – более чем в шесть раз.

       В результате и те, и другие объявили об уничтожении гораздо большего числа вражеских самолетов, чем фактически принимало участие в боевых действиях.

      Данный факт можно объяснить присущим большинству людей стремлением выдавать желаемое за действительное в сочетании с весьма «либеральной» системой учета воздушных побед. Как правило, никаких подтверждений от летчиков вообще не требовалось.

В большинстве описаний воздушных боев с советской стороны информация о потерях противника сопровождается лишь одним комментарием: «по донесениям летного состава». При этом сбитым, например, считался самолет, который «беспорядочно падал вниз и скрылся в облака». Как в этом отношении обстояли дела у японцев, свидетельствует хотя бы то, что их приписки оказались гораздо выше советских.

   mongol2.thumb.jpg.3c88394966b97531cebb74c35a99f4de.jpg    

    Между тем, реальные потери советской авиации за весь период конфликта представлены в таблице, составленной по документам Российского государственного военного архива (4, 11):

ПОТЕРИ СОВЕТСКИХ ВВС НА ХАЛХИН-ГОЛЕ С 22.05 ПО 16.09.39.

|| БОЕВЫЕ | НЕБОЕВЫЕ | ВСЕГО ||

И-16 || 83 | 22 | 105 ||

И-16П || 4 | – | 4 ||

И-15бис || 60 | 5 | 65 ||

И-153 || 16 | 6 | 22 ||

СБ || 44 | 8 | 52 ||

ТБ-3 || – | 1 | 1 ||

ИТОГО || 207 | 42 | 249 ||

        Данные получены путем суммирования месячных сводок о потерях, содержащихся в отчете полковника Куцевалова, а также – ежедневных сводок из «Журнала учета потерь матчасти во время боевых действий». Оба документа дают одну и ту же итоговую цифру. Единственное, что к ней можно добавить – это Р-5Ш, сбитый 21 мая. Воевавшая с 1 августа монгольская авиаэскадрилья боевых потерь не имела.

      Также надо упомянуть 385 истребителей и 51 бомбардировщик, получившие различные боевые повреждения и восстановленные силами аэродромного персонала или полевых авиаремонтных мастерских. (Столь большое число истребителей объясняется тем, что многие машины ремонтировались не по одному разу).

ПОТЕРИ СРЕДИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВВС ‹9›:

погибло в воздушных боях – 88 человек

погибло от огня зенитной артиллерии – 11

пропало без вести – 65

погибло при воздушных налетах – 6

Умерло от ран – 4

ВСЕГО – 174

Ранено – 113

       Цифры японских потерь, сведенные в таблицу (внизу), взяты из статьи Эйчиро Секигавы The Undeclared Air War. Эти же данные многократно приводились в других, более поздних западных публикациях о Халхин-Голе.

 ПОТЕРИ ЯПОНСКОЙ АВИАЦИИ НА ХАЛХИН-ГОЛЕ

Тип самолета || Сбито | Списано из-за боевых повреждений | Всего | Повреждено, но восстановлено | Всего ||

Ки-10 || 1 | – | 1 | 4 | 5 ||

Ки-27 || 62 | 34 | 96 | 124 | 220 ||

Ки-30 || 11 | 7 | 18 | 33 | 51 ||

Ки-32 || – | – | – | – | – ||

Ки-21 || 3 | 3 | 6 | 1 | 7 ||

«Фиат» BR.20 || – | 1 | 1 | 20 | 21 ||

Ки-4 || 1 | 14 | 15 | 7 | 22 ||

Ки-15 || 7 | 6 | 13 | 23 | 36 ||

Ки-36 || 3 | 3 | 6 | 6 | 12 ||

Ки-34 || – | 1 | 1 | – | 1 ||

«Тачикава» KKJ* || – | 1 | 1 | 2 | 3 ||

Bf-108 «Тайфун»** || – | 1 | 1 | – | 1 ||

«Фоккер» F-VII** || – | 3 | 3 | – | 3 ||

ИТОГО || 88 | 74 | 162 | 220 | 382 ||

*Лицензионный «Фокс Мот», использовался японцами в качестве связной машины.

**Самолеты манчжурской авиакомпании.

Людские потери японской авиации, по словам того же автора, составили 152 погибших и 66 «серьезно раненых». Среди них 163 человека из летного состава: 95 пилотов истребителей, 28 членов экипажей разведчиков и 40 членов экипажей бомбардировщиков.

Принятая японским историком методика подсчета не позволяет определить, сколько же все-таки летчиков погибло, а сколько было ранено. Кроме того, неясно, учтены ли в числе погибших пропавшие без вести, а также какие ранения Секигава считает серьезными, а какие – «не очень».

        347661-02fefc7bdef72e4fb17d2305763a585a.thumb.jpg.c7b4b11eb4ffb611ec21bdcd1c47bd2d.jpg      

       Приводимые им цифры оставляют и другие вопросы. В частности, вызывают большие сомнения столь ничтожные потери (всего один сбитый) среди устаревших истребителей-бипланов Ки-10.

По докладам советских пилотов, было сбито 19 таких самолетов. Разумеется, заявка на 19 побед наверняка завышена, но ведь и сами японцы признали 4 и 5 сентября потерю пяти истребителей (правда, без указания типа), причем, известно, что в эти дни бои вели в основном как раз «Ки десятые».

Также слегка настораживает то, что количество убитых и тяжело раненых пилотов истребителей почти точно совпало с числом сбитых и списанных машин этого класса (95 и 97). При этом сами японцы часто пишут о том, что их летчики нередко выпрыгивали с парашютами из сбитых самолетов и невредимыми возвращались на базу. Кроме того, не менее десяти японских истребителей сгорело на земле при штурмовках аэродромов, когда пилотов просто не было в их кабинах.

Подобные «нестыковки» позволяют высказать предположение, что данные о потерях, приведенные в статье Секигавы, не совсем полные.

Впрочем, в любом случае более важным для нас является то, что в ходе боев советская авиация все же добилась успеха и захватила господство в воздухе.

Можно сказать, что господство в воздухе было достигнуто советскими пилотами благодаря значительному численному перевесу. В известной мере это действительно так.

Однако численное превосходство не является автоматической гарантией победы. Им надо уметь пользоваться, его надо грамотно реализовать. В начале конфликта советские летчики и их командиры еще не обладали подобными навыками, результатом чего стал бой 22 июня, когда наши ВВС, имея пятикратный численный перевес, все же понесли неоправданно тяжелые потери. Но в дальнейшем они научились бить врага и числом, и умением.

В заключение надо заметить, что по советским оценкам, доля вражеских самолетов, уничтоженных на земле, составляла около 10% от общего числа потерь японской авиации. По данным противоположной стороны, она была еще выше – примерно 15% от фактически уничтоженных японских самолетов сгорели при штурмовках аэродромов.

В то же время на действия по аэродромам было затрачено всего 545 боевых вылетов советских истребителей (менее 4% от общего количества вылетов, совершенных для борьбы за господство в воздухе). А СБ и ТБ-3 в подобных налетах вообще не участвовали. Таким образом, удары по аэродромам оказались для наших ВВС более эффективным способом борьбы с вражеской авиацией, чем воздушные бои.

Японские бомбардировки советских авиабаз в целом были менее удачны. Совершив несколько массированных налетов на наши аэродромы, противник ни разу не добился сколько-нибудь заметных успехов.

Основной урон при этих налетах советские ВВС несли не от бомб, а в воздушных боях с истребителями сопровождения.

Данный факт можно объяснить недостаточно высоким уровнем подготовки экипажей вражеских бомбардировщиков (это отмечалось в отчете Куцевалова), лучшей организацией советской службы оповещения, а также тем, что японцы не практиковали штурмовки аэродромов истребителями.

        Из книги Вячеслава Кондратьева   «Халхин-Гол: Война в воздухе»

http://www.e-reading.club/bookreader.php/95595/Kondrat'ev_-_Halhin-Gol__Voiina_v_vozduhe.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


×