Фома Неверящий

Кто мы и куда идем?О морально-политическом единстве людей.

1 сообщение в этой теме

 

Кто мы и куда идем? О морально-политическом единстве людей.

В разделе Мнения было опубликовано введение к книге «Советия» Александра Лазаревича, которое вызвало  реакции  самого разного толка. Будучи заинтригован сюжетом, решил прочитать весь труд футуролога. Книга интересная и хорошо написана, достаточно актуальна, хотя и появилась на свет в 2001 году. В книге много справедливого и верного. Повторять это нет смысла. А вот на некоторых вопросах есть смысл остановиться с учетом их современной актуальности.

  Первое. Автор прав, говоря о том, что народы современного мира образуются не по генетическому происхождению, а по общности языка, истории, обычаев, традиции. Более полное и точное изложение проблемы этногенеза (развития народов) принадлежит на самом деле нашему великому историку Л.Н. Гумилеву.  А вот конкретные приложения этой теории уважаемым автором вызывают возражения. Остановлюсь только на одном, важном для нас вопросе. Автор говорит об «американском народе», который якобы сложился на 400 лет раньше появления предпосылок для возникновения на нашей территории суперэтноса- советского народа.

         На самом деле об американском народе, тем более исключительном, говорить по меньшей мере рано. Даже с нашей стороны видно, что в США проживают далеко недружественные между собой англоамериканцы, латиноамериканцы, афроамериканцы и множество других этнических общин. И реальная власть принадлежит первым колонизаторам-  англосаксам, которые  захватили территорию Северной Америки,  уничтожив и загнав в резервации коренное население.

              Мне представляется, что и нынешняя суета во властной структуре США подспудно связана с неприязнью этой публике к американцу немецкого происхождения в первом поколении, да еще с женой славянкой и зятем евреем. Расизм и нацизм присущи «элите» американского общества.

          Поэтому американцам свойственны войны, проводимые наемниками и экспедиционными корпусами на территориях чужих стран.  Война на территории США заведомо проигрышна, потому, что население США неоднородно и у него невозможно морально-политическое единство, понятное и свойственное народам России. Ныне еще более обостренное после унижения, испытанного при распаде СССР- великой во многих отношениях державы.

Второе. Помимо этнических в современном мире существуют и социально-экономические препятствия для создания суперэтносов, в частности-  американского и советского народов. Эти препятствия следует знать при обсуждении вопроса о создании т.н. «российского народа», не стоит наступать на одни и те же грабли.

                  Начнем с американского народа. Ситуацию в США хорошо обрисовал в своей книге, изданной издательством ЭКСМО в 2016 году на русском языке лауреат нобелевской премии в области экономики Джозеф  Стиглиц. Приведем его оценку ситуации. «Никто не может отрицать, что сегодня в США существует огромное неравенство между богатейшими людьми – иногда их называют Одним процентом – и всеми остальными. Их жизнь отличается от жизней других людей: у них другие заботы, другие цели и другой стиль жизни. Обычные американцы озабочены тем, как им заплатить за образование своих детей, тем, что произойдет, если кто-то в семье получит серьезное заболевание, тем, как им позаботиться о своей жизни после выхода на пенсию. Во время тяжелейшего периода Великой рецессии десятки миллионов людей беспокоились о том, как сохранить собственное жилье. Миллионы с этим не справились.  

           Люди, составляющие Один процент, – а в особенности их верхушка, 0,1 процента – обсуждают другие проблемы: какой реактивный самолет купить, как уберечь свои доходы от налогов. (Что произойдет, если США окончательно уничтожит банковскую тайну в Швейцарии – будут ли Каймановы острова следующими? А Андорра достаточно безопасна?) На пляжах Саутгемптона они жалуются на шум от соседей, прилетающих на вертолете из Нью-Йорка. Они также сильно беспокоятся о том, что произойдет, если они потеряют свое высокое расположение – ведь падать так далеко, но в редких случаях такое происходит.» (Джозеф Стиглиц. Великое разделение Неравенство в обществе или что делать оставшимся 99% населения. М., Эксмо, 2016 г..с.6).

              Как говорится, комментарии здесь излишни: по образу жизни в США нет одного американского народа.

        Теперь перейдем к идее единого советского народа, о котором бубнила в последние годы СССР тогдашняя власть. Дело в том, что экономическая система СССР немногим отличалась и не могла сильно отличаться от экономической системы США по своей технологической и организационной основе. И там, и здесь мы имели дело с государственно-монополистическим капитализмом. Это звучит, может быть, еретически. Но можно сослаться на В.И.Ленина, который сказал, что социализм есть не что иное, как государственно-монополистический капитализм, но обращенный на пользу всего народа, а потому переставший быть капитализмом. (В.И.Ленин, ПСС, том 34, стр.192).

       Поэтому центральный вопрос, определяющий отличие советского государственно-монополистического капитализма заключался и заключается в ответе на проблему: каков механизм, заставляющий государство обратить экономику на пользу всего народа.

           Советская форма государственного устройства позволила в довоенный период ликвидировать безграмотность населения, создать систему лечебно-профилактического (а не страхового) здравоохранения, добиться индустриализации страны в кратчайшие сроки и на фоне мирового кризиса капитализма. Это   обеспечило  не только материальную базу победы, но и невиданное морально-политическое единство многочисленных народов страны, позволившее обеспечить победу над превосходящими силами вероломного противника.

     Заметим, что в Конституции СССР 1936 года ничего не говорилось об исключительной роли партии большевиков. Это была Конституция, в которой вся власть в стране принадлежала народу через Советы депутатов трудящихся. Депутаты Советов работали на общественных началах, поскольку избрание депутатом приносило не деньги, а честь быть представителем народа. Заметим, что голосование по партийным спискам является самым недемократичным из демократических институтов. Это можно объяснить следующим образом. Основной смысл демократии заключается в подборе кадров, наиболее отвечающих интересам избирателей и ответственных за результаты своей работы. Поэтому демократия-это прежде всего публичная и открытая деятельность. Партия же всегда закрытая от посторонних взоров организация, а потому доступная для любых инфекций типа сговоров, семейственности,  коррупции. Сталина еще перед войной предупреждали о необходимости избавиться от некоторых членов политбюро. Он обещал подумать, но его нерешительность привела к тому, что после войны эти люди сыграли роковую роль в создании условий для развала СССР.

      Однако до поры в стране правила государственная, а не партийная власть. Поэтому после победы над фашизмом председатель ГКО (Государственного комитета обороны) стал председателем Совета Министров как высшего исполнительного органа государства.

      Но после смерти Сталина ситуация изменилась. Председателем правительства сделали Маленкова, который был партийным чиновником и не имел опыта государственного руководства. В своем первом выступлении перед народом он провозгласил линию на развитие, разработанную под руководством Сталина и изложенную в его работе «Экономические проблемы социализма в СССР». Но одно дело сказать, а другое- сделать. Хрущеву же как секретарю МК и потому и секретарю ЦК по совместительству, поручили заняться партийными делами, считая их второстепенными по сравнению с управлением государством.  Тем самым ему отдали на откуп работу по подбору кадров, которую он на полную использовал для продвижения «своих», в первую очередь кадров из Украины. К власти пришла днепропетровская мафия (как сейчас питерская).

               Далее он подчинил государственный аппарат партийному, разогнав отраслевые министерства. Создание совнархозов не привело к движению кадров из Москвы. Появилась местная, менее грамотная «элита». Ее сочетание с национальными кадрами, которых стали выдвигаться на местах, заложили кадровую основу для развала страны.

          В противовес сталинскому руководству, которое он обвинил во всех смертных грехах, Хрущев отказался от необходимости развития производства товаров народного потребления. Экономистов, которые предлагали развивать соответствующие отрасли, он назвал «горе-экономистами» и отправил их трудиться на Магадан и в другие места, иногда более отдаленные. В практическом же плане он ликвидировал в стране промышленную, потребительскую и торговую кооперацию. С колхозами  он поступил не лучше, продав им устаревшую технику МТС и потребовав через три года от нищих колхозов заплатить за нее. Заодно он уменьшил приусадебные участки, ввел налог на плодовые деревья. Тем самым он заложил  основы товарногот дефицита, который стал   одним из факторов будущего развала страны.

       Скорость и размеры будущего дефицита были растянуты во времени за счет двух факторов. Во-первых, за счет дефолта по гособлигациям и деноминации рубля, с которых началось скрытое и открытое повышение розничных цен; во-вторых, за счет увеличения импорта товаров народного потребления, возможности для которого появились после открытия западносибирской нефти.   Страна была посажена на нефтяную иглу, что также сыграло свою роль в распаде СССР.

        Происходящие процессы были питательной средой для двух явлений. Одно из них- появление теневого сектора экономики, поскольку рост цен при дефиците товаров стал выгодным для цеховиков и спекулянтов. Второе, менее заметное явление заключалось в организации повышенного уровня потребления для советской бюрократии. Работа на этом поприще стала способом выживания и благоденствия для тех, кто мог пролезть в закрытые столовые и магазины. Дети этих людей привыкали к особым условиям существования и в закрытых же местах отдыха и учебных заведениях спаривались между собой. Так появилась особая часть населения с особым образом жизни, отличным от жизни народа. Все это нужно было закрепить за собой и уверенно передать потомкам. Для этого нужно было восстановить для себя частную собственность. Внешнее окружение помогло это осуществить, конечно в своих интересах.

             Так в СССР появилось великое разделение, появилось два народа с разным уровнем и способом жизни. Потому нынешняя власть и ориентируется на контрактную армию. Научить военному делу весь народ важно для защиты страны, но опасно для власть имущих, поскольку не гарантирует морально-политического единства народа. В этих условиях вооруженный народ вполне может при определенных условиях повторить сценарий столетней давности. Тем более, что он знает, что его нищета есть следствие откровенного грабежа.

         Третье. Автор книги «Советия» до конца не продумал и потому сам себе противоречит в вопросе о роли религии в развитии гуманистической цивилизации, утверждая, что религия  носит реакционный  характер.  Во-первых, он сам как-то мимоходом говорит о том, что выход из средневековья  и Возрождение были связаны с Реформацией , поскольку протестантское движение выдвинуло на первый план труд и воздержание как основные ценности человеческой жизни.

           Заметим, что и в нашей стране атеизм и гонение на церковь было как-то смазано в годы Великой Отечественной войны.  Поздний коммунизм также испытывал нужду в религиозной нравственности. Это нашло выражение в кодексе строителей коммунизма. Там появились даже две заповеди от Иисуса Христа, которые развивали библейские заповеди. Речь идет о том, что: 1. Перед Богом все равны и Иудей и Эллин (интернационализм);2. Возлюби ближнего как самого себя (человек человеку друг, товарищ и брат). Поэтому мы должны понимать, что современные церкви, кроме сект, являются необходимым и очень важным институтом современной цивилизации, обеспечивающим духовное единство народа. Также мы должны понимать, что безбожие пресловутого  Запада, то-есть объединения колониальных держав, поднявшихся на грабеже колоний и работорговле, свидетельствует о начале конца империализма.

      Четвертое. Автор прекрасно излагает критику взглядов на рыночные механизмы как панацею от всех бед, которые якобы сами все расставят по своим местам. Но он сам поддается мысли о том, что есть нечто такое, что почти автоматически обеспечит развитие общества если только снять барьеры.  Этим нечто он считает технический прогресс. К сожалению, в жизни людей нет такого механизма или способа обеспечить автоматически улучшение своей жизни, не прилагая своего труда. Старая как мир поговорка действительна везде и всегда: без труда не выловишь и рыбку из пруда.

             Пятое. Успех в развитии человечества зависит от руководства этносами, пассионариев, в терминологии Гумилева. Об этом хорошо написал в свое время Кейнс: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда они ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад. Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей. Правда, это происходит не сразу, а по истечении некоторого периода времени. В области экономической и политической философии не так уж много  людей, поддающихся влиянию новых теорий, после того как они достигли 25- или 30-летнего возраста, и поэтому идеи, которые государственные служащие, политические деятели и даже агитаторы используют в текущих событиях, по большей части не являются новейшими. Но рано или поздно именно идеи, а не корыстные интересы становятся опасными и для добра, и для зла.»

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас