шурави

Некоторые авиационные вопросы по начальному периоду войны 1941-45 г.

11 сообщений в этой теме

Причины поражений начального периода войны многолетний источник жарких споров, где истина тонет в массе домыслов, пропагандистских штампов и, мягко говоря, ошибочных выводах которые нередко усугубляются предвзятостью автора.
Особенно "неоценимый вклад" в это дело вносят так называемые историки.
Которые с какого-то перепугу вообразили себя специалистами военного дела, чтобы выносить суждения и оценки по тем событиям.


Возьму для начала такой распространённый миф, как: советская авиация была уничтожена на аэродромах. ( В конце-концов, я же авиатор).


Миф, который якобы подтверждается как самими участниками боёв в те дни, - Нас бомбят немецкие самолёты, а наших истребителей нет! Так и архивными данными (все цитаты из журнала «Авиация и космонавтика»):

Цитата

По данным немцев, в первый день войны на земле было уничтожено 888, а в воздухе - 223 советских самолетов. Эти данные не намного отличаются от данных, содержащихся в советских официальных источниках: всего потеряно около 1200 самолетов, из них 800 - на аэродромах.

И даже если сослаться на то, что архивные данные как минимум могут быть ошибочными, то есть ещё и масса фото, которые уже не соврут. Вот, например:

i15.jpg

И на основании этих неоспоримых фактов, бравые историки пишут свои обличительные и разоблачительные опусы.
Ну что же, самым правильным будет начинать с главных улик, фото.
Вот, ещё очень любопытное фото:

ullstein_high_00195656.jpg

На нём не какие ни будь устаревшие морально бипланы, а вполне ещё боеспособные истребители И-16 захваченные немцами на аэродроме.
Кто-то, насчитав, сколько самолётов в кадре, ужаснётся, но я же не невежда-историк. Умею видеть, что на фото.
Вот первое, что бросается мне в глаза, так это нетронутая высоченная трава бурьян вокруг самолётов.
Уже только по одной этой детали, можно сделать два вывода:
- Эти самолёты давно не летают. Уж мне, хорошо знакомому с особенностями полевых аэродромов не знать, во что превращается травяной покров на стоянке действующих самолётов.
- Эти самолёты не находятся в боевом расчёте, проще говоря списанные и дожидаются утилизации. Иначе бы, согласно регламента, ту же самую траву вокруг оных аэродромные службы будут регулярно скашивать.
Ну и более пристальный разбор:
- Самолёт № 10, ничто иное, как И-16 тип 5 первых серий.
- Самолёт № 9, тип более новый, но очень показательно отсутствие винта.
- Открытые капоты пулемётов на крыльях свидетельство того, что оружие демонтировано, а поскольку самолёты списаны, никто не удосужился капоты закрыть.
Другими словами, это ничто иное, как так называемый «железный ряд».
Вот так он выглядит сегодня:

74296138.jpg

74296146.jpg

Больно смотреть на эти фото. Где-то среди этих бедолаг и те Ми-8Т на которых я учился в далёком 1984 году. Им и тогда было в среднем 14 лет, а ведь прошло уже 32 года…

Но, оставим лирику и вернёмся в 1941 год. Какова тогда была обстановка в авиационных полках, особенно в первом стратегическом эшелоне.
А тогда, шло ни много ни мало, как освоение новой техники. Процесс весьма болезненный для авиации. Как для лётного, так и для технического состава. Многие прежние навыки, привычки, алгоритмы приходится менять и нарабатывать новые. Старые знания тоже устарели и заново налегай на теорию.
Чтобы смягчить неизбежное падение боеготовности практически до нуля, боевые полки переучивают не всем составом сразу, а по эскадрильям.
Причём, переучивание может быть как центрах переучивания (лучший вариант), когда эскадрилья всем составом убывает в центр, а по окончанию срока переучивания возвращается в часть уже на новые машины, так и непосредственно в части.
Второй вариант хуже, но при массовом переучивании неизбежен.
Опущу детали переучивания лётчиков, хоть там тоже полно сложностей, ибо главная «радость» здесь для инженерно-технического состава полка.
Ибо покуда лётный состав не освоит боевое применение минимум днём в простых метеоусловиях, в эскадрилье двойной штат машин.
На техников самолётов в это время жалко смотреть. Мало того, что у новенького «Яшки» по причине «детства конструкции» ломается то одно, то другое. Так и старичка «Ишака» поддерживать в боевой готовности надо. Даром что он давно освоен, почтенный возраст начинает сказываться. То и дело в очередного агрегата ресурс вышел. Менять надо, да где взять, промышленность не поспевает.
А вышестоящим штабам плевать на эти тонкости, требуют от руководства полков отчитаться за исправность самолётного парка. Иначе, вы, командир полка на пару с инженером не только с должности слетите, а можете и головой поплатиться.
И начинается армейская смекалка. Радость, когда кокой самолёт списан по выработке ресурса пленера, но осталось на нём полно агрегатов, которые оный ресурс ещё имеют. Это же кладезь запчастей.
Но что делать, когда на одном из, к примеру, десяти И-16 вышел из строя двигатель, а заменить нечем?
Доложили наверх, подали заявку по линии материально-технического снабжения.
Только снабжение, это одно, а командование другое. Снабжение примет заявку и неизвестно когда обеспечит оную, а командование потребует в определённый срок (не помню сейчас точно сколько, вроде как неделя), ввести самолёт в строй.
И что делать инженеру? Да ничего другого, как к концу срока (если новый движок не пришёл), снять его с другого И-16, а туда поставить неисправный. После чего доложить о восстановлении самолёта и о том, что вышел из строя другой.
Идиотизм? Не спорю. Зато неделю ещё времени выиграли, а там глядишь снабжение и разродится.
Но вот, прошло время, эскадрилья освоила новые самолёты и старые выведены из её штата. Только радости от этого мало. Они хоть и за штатом, но числятся за полком. Более того, если верхи решат перегнать эти самолёты в другую часть, то нужно уже довести до лётного состояния все, в ущерб оставшимся в штате старым машинам. Уж поверьте, принимающий оные лётный и технический состав проявит принципиальность в полной мере.
Настоящая радость, если наверху оценив оставшийся ресурс и боевую ценность «старичков» даст команду на списание.
Теперь о хранении этого авиахлама.
Если, боевые машины распределяются по ангарам (это редко), капонирам (обычная практика), урываются, зачехляются, маскируются, то старьё, выстраивается где ни будь в ряд на отшибе аэродрома, чтобы не мешало.
Естественно, будучи более заметным и попало первым под удар вражеской авиации.
И как думаете, сильно опечалил этот факт командиров полков да инженеров?
Ага, сейчас. Этим и объясняется тот факт, что по нашим данным на аэродромах уничтожено самолётов больше, чем по немецким.
Педантичные немцы сняли и учли данные с плёнок фотофиксаторов.
Наши же инженеры под шумок списали одним махом весь балласт.
И на самом деле, никаких ощутимых потерь советская авиация в первые дни не понесла.
Во-первых, у нас на западной границе было порядка 10 743 самолётов (пусть даже большинство устаревших), тогда как у немцев всего 3909 и плюс 964 их союзников.
Во-вторых, как стало ясно, основные потери пришлись на авиахлам, который только на бумаге был боевыми самолётами.

minsk-aerodrom2.jpg

И как показывают сухие цифры, «уничтоженная советская авиация» довольно серьёзно огрызалась:

Цитата

В период с 22 июня по 5 июля люфтваффе потеряли на Восточном фронт-те 807 самолетов (в это число входят полностью уничтоженные и требующие капитальной) ремонта). С 6 июля по 2 августа - еще 843 самолета. Всего же с утра 22 июня по 31 декабря 1941 года боевые потери немецкой авиации составили 4543 самолета, из них 3827, или 82 процента, - на Восточном фронте. По летному составу потери люфтваффе таковы: общие потери убитыми, ранеными и пропавшими без вести - 7666 человек, из них 6052 или 79 процентов -на Восточном фронте.

Командование люфтваффе в своих донесениях отмечало, что с началом войны на Востоке разрыв между потерями самолетов, летного состава и получаемым пополнением постоянно увеличивался.

Вот данные из подлинных немецких документов. Командующий авиацией при группе армий 'Юг' информировал штаб люфтваффе о потерях самолетов-разведчиков за период с 22 июня по 4 октября 1941 года: 'Уничтожено противником 97 наших разведывательных самолетов. Погибло летного состава 92 человека. Ранено 41. Эти потери в основном от истребителей противника. Кроме того, уничтожено самолетов транспортных и связи, которые подчинялись этим эскадрильям, 27. Погибли и повреждены еще 38 самолетов без воздействия противника. Примечание: самолеты, про-лучившие в боях повреждения и восстановленные в частях, в учете не указаны'. Штаб группы армий 'Юг'. По сути дела это был провал 'блицкрига' и для авиации тоже.

Сравнивая потери люфтваффе за один месяц на Восточном фронте с теми, что имелись за такое же время в период 'битвы за Англию' и при захвате Германией европейских стран, приходим к однозначному выводу: в России немцы теряли больше и самолетов, и летчиков.

Основные проблемы советской авиации начались позже. Когда вермахт разрушил снабжение авиачастей, когда из-за эвакуации катастрофически упало производство самолётов, боеприпасов, понёс большие потери лётный состав.

 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я уверен, что Яковлев Александр Сергеевич , как зам министра авиационной промышленности по новой технике, более информированный человек нежели форумные троли. Ему слово: -

Меня ошеломило сообщение Советского Информбюро о том, что за 22, 23 и 24 июня советская авиация потеряла 374 боевых самолета и что эти самолеты гитлеровцы уничтожили главным образом на аэродромах. Позднее, после уточнений, эта цифра оказалась значительно большей. Выяснилось, что немецкая авиация напала на 66 аэродромов наших пограничных округов. Уже к полудню первого дня войны мы потеряли 1200 самолетов: 300 погибло в воздушных боях и 900 было уничтожено на аэродромах.

Вообще наши аэродромы в пограничных районах не были подготовлены к началу войны. По имевшимся планам, в 1941 году предстояло приспособить старые аэродромы для самолетов новых типов и соорудить новые. Имелось в виду произвести переоборудование аэродромов поочередно, чтобы не вывести их из строя все сразу. И только спустя много лет я узнал из «Истории Великой Отечественной войны» следующее: «Весной 1941 года органы НКВД, которым поручались строительные работы, не считаясь с обстановкой, приступили к ним одновременно на большинстве приграничных аэродромов. В результате значительная часть этих аэродромов к началу войны фактически оказалась непригодной для эксплуатации в боевых условиях, а истребительная авиации скопилась на ограниченном количестве аэродромов, что лишило ее маневра, затруднило маскировку и рассредоточение. Кроме того, некоторые аэродромы, например в Западном особом военном округе, были придвинуты чрезмерно близко к границе, что делало их крайне уязвимыми и случае внезапного нападения авиации противника. Отсутствие готовой аэродромной сети к 22 июня 1941 года, скученное расположение авиационных частей на немногочисленных аэродромах мирного времени, многие из которых были хорошо известны противнику, явились одной из причин тяжелых потерь, понесенных нашей авиацией в первые дни войны. Служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) в западной приграничной полосе была плохо организована, и авиационные части несвоевременно получали данные о перелете государственной границы немецко-фашистскими самолетами.

http://e-libra.su/read/314129-tcel-zhizni.html
 


 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, 123-4832 сказал:

Я уверен, что Яковлев Александр Сергеевич , как зам министра авиационной промышленности по новой технике, более информированный человек нежели форумные троли. Ему слово: -

 

 


 

Ну что же вы так о себе, форумный тролль, могли хоть немного просто оппонентом прикинуться. :biggrin: Впрочем, у вас для этого не хватает ни знаний, ни ума.

Вот в чём мог быть осведомлён зам министра авиационной промышленности по новой технике, так это о ней родимой. Как она осваивалась производством, как налаживался выпуск запасных частей. А за одно и о том, что уже освоенная производством техника снабжалпсь запчастями скверно даже по нормам мирного времени. что двигатели не вырабатывали назначенный ресурс и многое другое. И что в этих проблемах, которые приковывали значительную часть авиации к земле немалая "заслуга" и Александра Сергеевича. Но он про то молчит. Ведь куда интереснее, пускаться в рассуждение о тактических приёмах, будучи полным невеждой в тактике ВВС.:biggrin:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, шурави сказал:

Ну что же вы так о себе, форумный тролль, могли хоть немного просто оппонентом прикинуться. :biggrin: Впрочем, у вас для этого не хватает ни знаний, ни ума.

Ну что же вы себя опускаете до уровня рыночной торговки с ослоумным юмором? В той же книге Яковлев говорит о выходе промышленности СССР на выпуск к маю месяцу 1941 года тысячи самолетов в месяц.

Образование, кстати, у меня авиационное...

Кстати, чтобы не быть голословным рекомендую вам самим посмотреть на расположение аэродромов РККА на 22 июня 1941 года http://bdsa.ru/iyun-1941-goda/71-22-1941 
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, 123-4832 сказал:

Ну что же вы себя опускаете до уровня рыночной торговки с ослоумным юмором? В той же книге Яковлев говорит о выходе промышленности СССР на выпуск к маю месяцу 1941 года тысячи самолетов в месяц.

Образование, кстати, у меня авиационное...

Кстати, чтобы не быть голословным рекомендую вам самим посмотреть на расположение аэродромов РККА на 22 июня 1941 года http://bdsa.ru/iyun-1941-goda/71-22-1941 
 

Вам ответили в вашем же стиле. Это раз.

Вопрос не в том, сколько самолётов выпускали в месяц, тем более, без указания то типам. А в том, насколько промышленность позволяла поддерживать в рабочем состоянии существующий парк. Это два.

Вы просто не представляете, что такое аэродром, поэтому и верите в мифы, что боевая техника стояла плотным строем. Это три.

Ну и как авиационному специалисту, прокомментируйте фото:

i15bis_.jpg

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну а чего свалку комментировать? В Салке и не такое видел. Справедливости ради видел это со стороны, когда из Воронежа через нее возили изделие на испытания...

 

Изменено пользователем 123-4832

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 минут назад, 123-4832 сказал:

Ну а чего свалку комментировать? В Салке и не такое видел. Справедливости ради видел это со стороны, когда из Воронежа через нее возили изделие на испытания...

 

Ты зксперпт по свалкам?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, 123-4832 сказал:

Ну а чего свалку комментировать? В Салке и не такое видел. Справедливости ради видел это со стороны, когда из Воронежа через нее возили изделие на испытания...

 

Это всё что можешь сказать? Не густо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 минут назад, шурави сказал:

Это всё что можешь сказать? Не густо.

 Я не спец по помойкам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 30.10.2017 в 12:37, шурави сказал:

Основные проблемы советской авиации начались позже. Когда вермахт разрушил снабжение авиачастей, когда из-за эвакуации катастрофически упало производство самолётов, боеприпасов, понёс большие потери лётный состав.

 

Прекрасная заметка. Абсолютно согласен с Вами, но к сожалению, Ваш пост, как горох об стенку сложенную из догм "историков-экспертов" всех мастей.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У нас все было хорошо. Немцы ничего не уничтожили в первый день войны, это мы сами бросили самолеты ( устаревшие). И вообще, немцы не дошли до Сталинграда, это придумали враги Советской власти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас