Перейти к содержимому
0255

Самолёт М-25 - Адский косильщик Мясищева

Рекомендованные сообщения

Здравствуйте, форумчане! Наткнулся я на проект самолёта М-25 ЭМЗ Мясищева.

История создания проекта самолета М-25 неразрывно связана с островом Даманским, и чтобы понять для чего создавался секретнейший бомбардировщик СССР, необходимо вернуться почти на сорок лет назад.

М-25_1.thumb.jpg.232b93874d60f61001acf4М-25_5.thumb.jpg.a6d2b72e5d5dff49ced456

М-25_схема.thumb.jpg.bdece83030d72М-25_схема_2.thumb.jpg.87bfd6326c5

Даманский – советско-китайский пограничный конфликт 1969 года из-за острова на реке Уссури (длиной около 1700 м и шириной 500 м), в районе которого 2-го и 15-го марта 1969 г. произошли бои между советскими и китайскими войсками.

 В ночь на 2 марта 1969 г. 300 китайских военнослужащих скрытно заняли Даманский и оборудовали там замаскированные огневые точки. У них в тылу, на левом берегу Уссури, сосредоточились резервы и артиллерийская поддержка (минометы и безоткатные орудия). Этот акт был предпринят в рамках операции «Возмездие», которой руководил заместитель командующего Шэньянским военным округом Сяо Цуаньфу.

 Утром китайские солдаты открыли огонь по идущим к острову 55 советским пограничникам во главе с начальником погранзаставы «Нижне-Михайловка» старшим лейтенантом И. Стрельниковым.

 Пограничники во главе с оставшимся в живых командиром – младшим сержантом Ю. Бабанским – залегли и вступили в бой с превосходившими силами китайцев. Вскоре к ним на помощь пришло подкрепление на бронетранспортерах во главе с начальником соседней заставы «Кулебякины сопки» старшим лейтенантом В.Бубениным.

 При поддержке минометного огня со своего берега китайцы закрепились за насыпью на острове и вновь вынудили советских воинов залечь. Но Бубенин не отступил. Он перегруппировал свои силы и организовал новую атаку на бронетранспортерах. Обойдя остров, он вывел свою маневренную группу во фланг китайцам и заставил их покинуть свои позиции на острове. Во время этой атаки Бубенин получил ранение, но не покинул боя и довел его до победы. В сражении 2 марта погиб 31 советский пограничник, 14 получили ранение.

 Утром 15 марта китайцы вновь перешли в наступление. Они довели численность своих сил до пехотной дивизии, усиленной резервистами. Атаки методом «людских волн» продолжались в течение часа. После ожесточенного боя китайцам удалось потеснить советских солдат.

 Тогда для поддержки оборонявшихся в контратаку двинулся танковый взвод во главе с начальником Иманского погранотряда (в него входили заставы «Нижне-Михайловка» и «Кулебякины сопки») полковником Д. Леоновым.

 Но оказалось, китайцы подготовлены к такому повороту событий и располагают достаточным количеством противотанковых средств. Из-за их плотного огня контратака потерпела неудачу. Тем более, что Леонов в точности повторил обходной маневр Бубенина, который не стал для китайцев неожиданным. На этом направлении они уже вырыли окопы, где находились гранатометчики.

 Головной танк, в котором находился Леонов, был подбит, а сам полковник, пытавшийся выбраться через нижний люк, погиб. Двум другим танкам все же удалось прорваться к острову и занять там оборону. Это позволило советским солдатам еще два часа продержаться на Даманском. Наконец, расстреляв весь боезапас и не получив подкреплений, они покинули Даманский.

 Неудача контратаки и потеря новейшей боевой машины Т-62 с секретной аппаратурой убедили наконец советское командование в том, что введенных в бой сил недостаточно для победы над китайской стороной, которая подготовлена весьма серьезно.

 Тогда в дело вступили силы развернутой вдоль реки 135-й мотострелковой дивизии, командование которой отдало приказ своей артиллерии (в том числе отдельному реактивному дивизиону БМ-21 «град») открыть огонь по позициям китайцев на острове. Это был первый случай применения в бою ракетных установок «град», удар которых решил исход сражения. Значительная часть китайских солдат на Даманском (более 700 чел.) была уничтожена огненным шквалом.

 На этом активные боевые действия фактически прекратились. Но с мая по сентябрь 1969 г. советские пограничники более 300 раз открывали огонь по нарушителям в районе даманского.

 В боях за Даманский с 2 по 16 марта 1969 г. погибли 58 советских воинов, 94 получили тяжелые ранения. За проявленный героизм четверо военнослужащих получили звание Героя Советского Союза: полковник Д. Леонов и старший лейтенант И. Стрельников (посмертно), старший лейтенант В. Бубенин и младший сержант Ю. Бабанский.

 Сражение за Даманский стали первым со времен Второй мировой войны серьезным столкновением Вооруженных Сил СССР с регулярными частями другой крупной державы. После советско-китайских переговоров в сентябре 1969 г. было решено отдать остров Даманский Китайской Народной Республике. Новые хозяева острова засыпали протоку, и с тех пор он стал частью китайского берега Жаланашколь.

 (Более подробно можно прочитать в книге: Николай Шефов. Битвы России. Военно-историческая библиотека. М., 2002.)

 Несмотря на то, что конфликт был урегулирован, военные серьезно были обеспокоены сложившейся ситуацией. Со всей очевидностью стало ясно, что обычные вооружения в подобных конфликтах не столь эффективны и ироничное понятие, что китайцы «закидают нас шапками» приобрело совсем не ироничный оттенок.

 К разработки новой техники и вооружения были привлечены многочисленные НИИ и ОКБ Министерства обороны и отраслевых министерств СССР.

 В этой гигантской работе было задействовано и ОКБ В. М. Мясищева. Несколько лет ушло на теоретические исследования, в которых принимали ученые ЦАГИ, СибНИА, многие смежные институты и предприятия. Большой вклад в развитие науки в данном направлении внес академик В. В. Струминский, который разработал теорию трехмерного пограничного слоя, с помощью которой были выявлены основные законы обтекания стреловидных и треугольных крыльев самолета. Эти исследования сыграли существенную роль в преодолении звукового барьера и достижении сверхзвуковых скоростей полета.

 Работа по предварительному выбору параметров штурмового самолета специального назначения (в ОКБ – «Тема 25», ударная звуковая волна) начата на ЭМЗ совместно с институтом теоретической и прикладной механики (ИТПМ) Сибирского отделения АН СССР на основании решения Президиума НТС МАП от 17 июля 1969 года.

 В научно-исследовательских и проектных работах принимали участие: ИТПМ, ЭМЗ, ЦАГИ, ЛИИ, ЦИАМ, ИТК, в/ч 48230.

 Теоретические и экспериментальные исследования показали, что сверхзвуковые самолеты существовавших схем и размеров могли создавать при полете на сверхзвуковой скорости на высотах 30-50 м ударные волны с перепадом давления Р=500+1000 кг/м2. Что это означает на простом человеческом языке? А вот что – после пролета такого самолета в результате воздействия ударной звуковой волны у любого живого организма происходил разрыв кровеносных сосудов с мгновенным летальным исходом. Комментарии, как говорится, излишни.

 Работы продолжались до 1972 года, были проработаны пять базовых конфигураций самолета М-25, причем пятый вариант имел длину фюзеляжа около 100 м!

 В аэродинамических трубах ЦАГИ (Т-112, Т-113) и ИТПМ (Т-313) были продуты модели, получены первые результаты. Тему закрыли в 1972 году и свыше 35 лет материалы этой работы имели гриф «Совершенно секретно».

 Мы рады первыми сообщить нашим читателям о самолете М-25. Подробную, полную драматизма, историю создания уникальной машины, воспоминания участников этой эпопеи, описание вариантов и модификаций, чертежи и иллюстрации читатель найдет в альманахе «Наши крылья». На сайте мы даем сильно сокращенный вариант.

 К. Удалов, В. Погодин

 Художник Й. Гатьял

М-25_7.thumb.jpg.7e15d8f9e3f0e13dfba0b7М-25_2.thumb.jpg.2a7661a40dbe44efc731f1

м-25_3.thumb.jpg.1e24ab7032be40f5cf0f2cм-25_4.thumb.jpg.b880daacc2dbfe3655305d

М-25_6.thumb.jpg.832abb3c4a40d268cd99cbМ-25_схема_3.thumb.jpg.c4f9af1e044

М-25_схема_4.thumb.jpg.70307492376

Об этом проекте написано в книге "Хроника ЭМЗ" издательства "Авико пресс". В продаже эту книгу не найти, в интернете поисковики находят только текст про конфликт на Даманском. Я живу в Беларуси, у нас ни один книжный магазин не продаёт книги "Авико Пресс". Сайта издательства больше нет. Авторы книги - бывшие сотрудники ЭМЗ Мясищева. Значит такой проект действительно был.

Кто что знает об этом проекте?

  • Like 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я жил в г. Жуковском как раз в это время, а мама моя работала в ЦАГИ и пересекалась со Струминским. О самолетах и системах Мясищева говорили много и весьма положительно. Когда уродовалось видеть его машины в воздухе это было событие. Вот эту , на фото, видел пару раз не над городом, а на Гидре ( там купались). Кстати о Ту 144  там много от Мясищевских машин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 Вот эту , на фото, видел пару раз не над городом, а на Гидре ( там купались). Кстати о Ту 144  там много от Мясищевских машин.

​На каком фото? Хотите сказать что вы видели М-25 вживую в полёте?

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

​На каком фото? Хотите сказать что вы видели М-25 вживую в полёте?

​поддерживаю вопрос.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

​На каком фото? Хотите сказать что вы видели М-25 вживую в полёте?

​На первом фото, на полосе . У нас, у ребят, ее называли "иглой". Между прочим, если когда нибудь доведется побывать на МАКС в Жукосвском, то там ближе к Гидре за ангарами еще стоит. Я видел нос. Это было лет 7 тому назад.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

​На первом фото, на полосе . У нас, у ребят, ее называли "иглой". Между прочим, если когда нибудь доведется побывать на МАКС в Жукосвском, то там ближе к Гидре за ангарами еще стоит. Я видел нос. Это было лет 7 тому назад.

​То есть самолёт был построен и сохранился до наших дней? Интересно, сколько не гуглил про М-25, находил только текст про конфликт на Даманском и всё. Вы его не сфотографировали, когда видели? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

и раз вы утверждаете, что видели М-25 вживую, не расскажете о ходе его испытаний?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да видел. И не только эту машину. В Жуковском, в его окрестностях, мы много чего видели. Ну например как на фюзеляже тяжелого Мясищевского самолета (М100 кажется) находился Буран. (Тогда конечно никто не знал, что это Буран как его только не называли). А под фюзеляжем ТУ 95 маленький Буран. Так вот этот маленький отцеплялся от основной машины и шел параллельным курсом. И кстати америкосам тогда еще и не снилось управляемые космические полеты. А вот этот маленький был в космосе и взлетел он со спины опять же Мясищевской машины. Приземлился он в Индийском океане и его от туда вытаскивали. Была такая командировочка у наших  родителей. Только недавно я где то прочитал об этом. Там была и фотография, как утенка вытаскивали из воды. Так что молодые ребята в то время в Жуковском много чего видели.... Время было интересное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

на более поздних снимках из космоса этого самолёта уже нет. площадка занята совсем другими самолётами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а что это за чудо-чудное стоит в Жуковском в центре кадра?

Жуковский.thumb.JPG.cbea9155750

​По размерам почти как истребитель.Il-28_01.thumb.jpg.a09a8b838ca55fa6fc958

Не похоже на конфигурацию М-25 с 1-го фото, которую видел наш собеседник, как он утверждает

М-25_1.thumb.jpg.232b93874d60f61001acf4М-25_5.thumb.jpg.a6d2b72e5d5dff49ced456М-25_схема_2.thumb.jpg.87bfd6326c5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

​По размерам почти как истребитель.

Не похоже на конфигурацию М-25 с 1-го фото, которую видел наш собеседник, как он утверждает

 

​скорее всего, это даже не самолёт:01.thumb.JPG.e42f26750d68306ee9c93c6475c02.thumb.JPG.1b99ec5134a047e3c13587260c6

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пара фото проекта М-25 из книги К. Г. Удалов, М. А. Белощук. "Хроника ЭМЗ"

М-25_3.thumb.JPG.cec03ac0ebd41174f5866aМ-25_1.thumb.JPG.426e8a64df1316a6d16823

 

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все фото М-25, это фотомонтаж. По словам автора книги, К. Г. Удалова, любезно предоставившего информацию, и фотографии, до строительства макета и лётного экземпляра дело так и не дошло. Поэтому видеть его никак не могли. Не смотря на то, что проект закрыт более 40 лет назад, многая информация до сих пор секретна.

Сайт "Авико Пресс" сейчас на модернизации, и через некоторое время будет восстановлен.

Некоторая дополнительная информация об этом проекте ожидается в новом томе серии книг "Хроника ЭМЗ"

Будем ждать издания! )))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очередной бумажный танк. С военной точки зрения вещь бесполезная уже в то время.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И-153 - истребитель 1939 года.

Во время Японской войны 1939 года СССР проигрывала из-за того, что у него не было хорошей авиации. Но тут советские ученые создали И-153, благодаря которому японские войска были разгромлены. Если вам нужны более подробные детали, то можете посетить https://warbook.club и прочитать про этот знаменитый истребитель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 01.10.2017 в 12:59, Дима сказал:

Очередной бумажный танк. С военной точки зрения вещь бесполезная уже в то время.

Полная чушь - если  была такая  НИОКР, то без согласования и утверждения её военными не могли быть и речи. А значит  именно военные видели перспективу этой разработки хотя бы на этапе научных исследований возможности создания такого самолета. Даже то, что материалы этих исследований не рассекречены до сих пор, говорит о их значении для оборонных исследований сейчас и в  будущем. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


×