Перейти к публикации
Андрей Николаевич Гребенюк

"Рабочая лошадка" про вертолеты МИ-8

Рекомендованные сообщения

Чечня, спецподразделение держит оборону. Боеприпасы на исходе, еды нет уже два дня, обнаглевшие «чехи» лезут со всех сторон как тараканы. «Броне» сюда путь заказан – горы. Что делать? Выход один – «вертушки». А им и сесть-то негде: склон, кругом деревья. Но командование обещает – «борт» будет. Бойцы срочно готовят площадку, вырубают деревья, обозначают место посадки. И вот раздается знакомое тарахтение. Долгожданная «восьмерка» зависает, очень медленно опускается, каким-то чудом «цепляется» одним колесом за землю и тут же из нее горохом высыпается подкрепление. Бойцы спешно разгружают боеприпасы и питание, загружают раненых. Теперь все в порядке, задача будет выполнена…

Таких случаев во время войны в Чечне были сотни. И вертолеты всегда оставались лучшими помощниками разведчиков и спецназовцев. Они доставляют их к месту боевых операций, поддерживают огнем, «подвозят» боеприпасы и питание, эвакуируют раненных. Одним словом, без них выполнение боевой задачи зачастую просто невозможно. Сегодня наш рассказ о легендарной транспортно-боевой машине Ми-8 и ее модификациях.

otvaga2004_mi8_02.thumb.jpg.29f94c49b4164004a0e52b77169ad9cc.jpg

Вначале немного истории. В конце 1950-х годов мировые авиационные державы начали работы по созданию вертолетов второго поколения с турбовальными двигателями. В мае 1960 года к разработке нового многоцелевого вертолета для замены хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации многоцелевых вертолетов Ми-4В приступил и Московский вертолетный завод (ныне имени М.Л. Миля). Работа спорилась, и вскоре был создан опытный вертолет В-8 с одним двигателем АИ-24В и четырехлопастным несущим винтом от вертолета Ми-4, рассчитанный на перевозку 25 пассажиров. Он совершил первый полет в июне 1961 года, а 9 июля был впервые продемонстрирован на воздушном празднике в Тушино. Второй опытный вертолет В-8 был уже двухдвигательным с пятилопастным винтом. 17 сентября 1962 года он совершил первый полет, после успешно прошел летные испытания и с 1965 года начал серийно производиться на вертолетном заводе в г. Казани под обозначением Ми-8. В конструкции вертолета был использован ряд оригинальных, особенно для того времени, технических решений: крупногабаритные дюралюминиевые штамповки и клеесварные соединения, новая система внешней подвески, автоматическая система регулирования работы двигателей, обеспечивающая их синхронизацию и поддержание скорости вращения несущего винта в заданных пределах.

По сравнению с «четверкой» новый вертолет обладал более высокими летными характеристиками и вдвое большей грузоподъемностью. Об этом свидетельствует и то, что на Ми-8 в 1964–1969 годах было установлено 7 международных рекордов (в ocновном женщинами-вертолетчицами), большинство которых не превзойдены до сих пор. Так родилась эта уникальная машина.

otvaga2004_mi8_03.thumb.jpg.979e35fa3eb4c78d75291bfd48b019bf.jpg

Сегодня по популярности во всем мире вертолет Ми-8 и его модификации уступает разве что автомату Калашникова. Этот винтокрыл уже почти 50 лет выпускается серийно, поставлялся в 40 стран. Огромный парк машин, выпущенных Казанским, а потом и Улан-Удинским вертолетными заводами, составляет более 8000 вертолетов, из которых более 2 тысяч продано за рубеж. Кстати, «восьмерки» являются наиболее распространенными в мире транспортными вертолетами, уступая только легким многоцелевым и транспортным Bell UH-1 «Iroquois» и «Huey». Было время, когда почти половину валютной выручки «Авиаэкспорт» получал от продаж Ми-8.

Почему же этот вертолет сравнивают с «Калашниковым»? Тут необходимо отметить, что автором «восьмерки» был сам легендарный Михаил Леонтьевич Миль. Многие на фирме считают, что создание Ми-8 было самым блестящим его взлетом как авиационного конструктора. В чем же изюминка винтокрыла? Миль сумел создать очень надежную, простую в эксплуатации и обслуживании машину, способную в течение длительного времени решать задачи автономно. К примеру, когда проводились лизинговые работы во Франции, на Ми-17 было налетано 500 часов, и за это время – полгода он ни разу не залетал на аэродром. Базировались в лесу, на площадке в горах, в поле и т.д.

О неприхотливости и безотказности машины свидетельствует и тот факт, что в Индии, да и других странах так называемого «третьего мира», в свое время некоторые «авиаспециалисты» считали, что для обслуживания Ми-8 достаточно знать лишь то, куда заливать керосин и масло. И, кстати, не без оснований, потому как этот вертолет действительно выдерживает такое варварское, с точки зрения обслуживания авиационной техники, к себе отношение. Не даром «восьмерку» за рубежом, да и у нас называют «рабочей лошадкой», «солдатской машиной». Стоит ли говорить, как важны такие качества вертолета военным, спецназовцам, разведчикам?

Немаловажно и то, что этот винтокрыл многоцелевой и может использоваться в самых различных целях: для огневой поддержки и подавления огневых точек, доставки десанта, перевозки боеприпасов, оружия, грузов, продуктов и медикаментов, эвакуации раненых и погибших.

«Восьмерки» – семейство довольно многочисленное, они производились более чем в 30 различных модификациях. Но нас, естественно, больше интересуют военные машины. Кратко представим их.

Ми-8Т – транспортный вертолет с двумя ГТД ТВ3-117МТ мощностью по 1454 кВт, для перевозки грузов массой 4000 кг в кабине или 3000 кг на внешней подвеске, или 24 пассажиров на боковых сиденьях, или 12 больных на носилках с сопровождающими; отличается небольшими круглыми окнами кабины и оборудованием, снабжен пилонами с держателями, для вооружения.

Ми-8ТВ – чисто военная; десантно-транспортная машина с усиленными ферменными пилонами, с четырьмя держателями для блоков по 32 неуправляемые авиационные ракеты (НАР) калибром 57 мм или другого вооружения и подвижной установкой с пулеметом калибра 12,7 мм в носовой части; возможна установка держателей для вооружения из шести блоков по 32 НАР, а на направляющих рельсах – до шести ПТУР с полуавтоматическим управлением. Более 250 вертолетов Ми-8ТВ и МТ были переоборудованы в Ми-17.

Ми-8МТ – модернизированный десантно-транспортный винтокрыл с пылезащитными устройствами, вспомогательной силовой установкой АИ-9В и рулевым винтом, установленным слева для увеличения эффективности; вертолет является переходной моделью к усовершенствованному вертолету Ми-17, производился в вариантах Ми-8АМ и Ми-8МТВ с различным оборудованием. Эта машина обладает богатейшим боевым опытом, ей довелось поучаствовать во многих локальных конфликтах и афганской войне 1979–1988 годов. Там, на земле Афганистана, этот вертолет отработал сполна, совершив тысячи боевых вылетов. А сколько жизней наших солдат он спас!

Ми-8ПП – вертолет-постановщик активных помех с контейнером и крестообразными дипольными антеннами по бокам фюзеляжа; построен также ряд модификаций для ведения РЭБ, ретрансляции т.п.

Ми-9 – вертолет для обеспечения связи с дополнительными антеннами на хвостовой балке.

Ми-18 – военно-транспортный вертолет, модификация вертолета Ми-8Т с увеличенной на метр длиной кабины, что позволяет разместить в ней более 38 солдат или груз массой 5–6,5 т, а на внешней подвеске – грузы массой 5 т. В 1980 году два вертолета Ми-8МТ были модернизированы в Ми-18 с увеличенной кабиной, новыми лопастями из стеклопластика и убирающимся трехопорным шасси, а в 1982 году прошли летные испытания, подтвердившие увеличение грузоподъемности при увеличении скорости и дальности полета на 10–15 процентов.

Ми-8МТВ-2 и -3 – последние военно-транспортные модификации, оборудованные высотными двигателями и предназначенные для применения в десантно-транспортном, санитарном, спасательном и боевом вариантах. Они вооружены четырьмя блоками Б8В20-А по 20 НАР С-8 в каждом, управление стрельбой которых производится прицелом ПУС-36-71; также возможна подвеска авиабомб калибра 50 – 500 кг на балочных держателях; в носовой части может быть размещена подвижная установка с пулеметом калибром 12,7 мм, в проемах сдвижных дверей – до 8 шкворневых установок с пулеметами калибра 7,62 мм, а на держателях – 4 пушечных контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л калибра 23 мм. Все это делает вертолет Ми-8МТВ-2 наиболее тяжеловооруженным в мире. Для рассеивания теплового потока ГТД на нем установлены экранно-выхлопные устройства, а для защиты от ракет с ИК-системой наведения на вертолете устанавливается система создания пассивных помех из 4 кассет АСО-2В на хвостовой балке и 6 кассет на фюзеляже; в каждой кассете содержится 32 ИК-ложные цели ППИ-26-1 и генераторы импульсных ИК-сигналов. На вертолете установлены бронеплиты, защищающие экипаж от пуль стрелкового оружия. Они закрывают пол, переднюю и заднюю части кабины экипажа, пол стрелка на грузовых створках фюзеляжа и гидропанель. Вертолет может быть оборудован радиолокатором и радиоаппаратурой дальней навигационной связи.

otvaga2004-u_014-800x548.thumb.jpg.e229b19f5ad591ffd2c700b9c08e6914.jpg

Ми-8АМТШ – вариант боевого вертолета Ми-8АМТ с комплексом сверхзвуковых ПТУР «Штурм».

Калашниковской популярностью пользуются «восьмерки» и за рубежом. Военная модернизация Ми-8, ориентированная на экспорт, получила индекс Ми-17. По сравнению с «восьмеркой» это, можно сказать, машина другого поколения, взявшая все самое лучшее от предшественницы. В том числе и богатейший боевой опыт.

Ми-17 представляет из себя многоцелевой вертолет одновинтовой схемы с несущим пятилопастным винтом и рулевым винтом жесткого типа. Длина машины – 18,5 м, высота – 3,7 м, диаметр несущего винта – 21,3 м. Силовая установка состоит из двух двигателей мощностью по 1950 л.с. каждый. Максимальная скорость полета Ми-17 – 262 км/ч, дальность – 510 км, взлетная масса – 13 т, грузоподъемность – 5 т, динамический потолок – 6000 м. Экипаж 3 человека, количество десантников до 30 человек.

Стандартное вооружение довольно мощное – до четырех подвесных пушечных установок с двуствольными пушками ГШ-23Л скорострельностью до 3000 выстр./мин, четыре пусковые установки с 20 неуправляемыми ракетами С-8 каждая, авиабомбы калибра 50 – 500 кг. Немаловажно, что его можно усилить, установив в проемах окон и дверей 8 пулеметов калибра 7,62 мм.

Сейчас Министерство обороны РФ начало закупать для армии более совершенные вертолеты Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник», хотя и не в таких количествах, в каких хотелось бы военным. Между тем потребность в транспортно-боевых машинах у армии и спецподразделений очень велика. Выход из этой ситуации один – максимально использовать в качестве транспортно-боевых винтокрылов модернизированные многоцелевые «восьмерки». Поэтому, несмотря на солидный возраст Ми-8, конструкторы МВЗ им. М.Л. Миля считают, что на протяжении еще многих лет этот вертолет, выполненный в последних модификациях, будет удерживать завоеванную на отечественном и мировом рынке нишу. Ведь «восьмерка», особенно модернизированная, – по-прежнему очень серьезный конкурент для аналогичных западных вертолетов. Кроме уже проторенных дорожек в Индию, Пакистан, Шри-Ланку, Китай, Тайвань, практически всю Юго-Восточную Азию, интерес для фирмы представляют Мексика, Южная Америка, Филиппины, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Австралия, Новая Зеландия. Одним словом, «восьмерку» рано списывать со счетов.

Источник  http://otvaga2004.ru/boyevoe-primenenie/boyevoye-primeneniye04/rabochaya-loshadka-specnaza/

 

Так как имею прямое отношение в армейской авиации, то добрые слова от военнослужащих радует сердце. Да наши вертушки всегда помогали на войне, что в Афганистане что в Чечне, теперь  Сирия, всегда летчики были уважаемые люди. Наши мишки всегда были нужны на передовой.  И я горжусь что к ним имею прямое отношение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Дима сказал:

Старенький он уже. И очень уязвим при современном распространение пзрк и ккп

На нем сейчас куча новых систем защиты, К примеру система "Перезидент"  так что еще послужит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С разными затратами и потерями.

Надо и новое что то делать. Но уже не можете. Приходится хвалить старое. И немного допиливать. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
23 минуты назад, Дима сказал:

Угу. Как Ваз классика. Ездит ведь. Зачем Мерседес разрабатывать?

Но сами что выберете? 

По факту их сбивают. 

Перечислите сбитые за последнее время сбитые МИ-8, имею ввиду  ВКС.России.

Изменено пользователем Андрей Николаевич Гребенюк

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Смотрите статистику по чеченским и прочим войнам. С учётом количества и интенсивности использования. А то трудно сьить то, чего там нет.

 

Из минусов у него вроде прожорливость? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Дима сказал:

Смотрите статистику по чеченским и прочим войнам. С учётом количества и интенсивности использования. А то трудно сьить то, чего там нет.

 

Из минусов у него вроде прожорливость? 

Если читать правильно не умеете то прочтите еще раз если мозгов не хватает. Перечислите сбитые за последнее время МИ-8 ВКС России,  если не знакомы с вертолетами и не имеете к этому отношение, то свою дурь показывать не стоит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если бы все было так хорошо не разрабатывались бы машины 3456789 и так далее покаления. Если их уже в Афганистане сбивали пачками, то с тех пор где то что то продвинулось. И у брони и у снаряда. 

Как у него с боевой живучестью? Одной ракеты хватает? Насколько понимаю и брони тоже нет? Стрелковка ему бо-бо сделать может? А то мне друг хвастался что они с отцом такой вроде сбили из ПКМ и винтовки. В Чечне. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
14 минуты назад, Дима сказал:

Если бы все было так хорошо не разрабатывались бы машины 3456789 и так далее покаления. Если их уже в Афганистане сбивали пачками, то с тех пор где то что то продвинулось. И у брони и у снаряда. 

Как у него с боевой живучестью? Одной ракеты хватает? Насколько понимаю и брони тоже нет? Стрелковка ему бо-бо сделать может? А то мне друг хвастался что они с отцом такой вроде сбили из ПКМ и винтовки. В Чечне. 

В интернете прочитайте нынешние возможности МИ 8 не вижу смысла кому что то пояснять. .

Изменено пользователем Андрей Николаевич Гребенюк

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, Дима сказал:

С разными затратами и потерями.

Надо и новое что то делать. Но уже не можете. Приходится хвалить старое. И немного допиливать. 

Да куда уж нам, неумытым? Только вот и в светочи демократии, сплошь прошлый век на вооружении. То же не умеют?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так потихоньку на беспилотные аппараты переходят. Людей жалко. Летчики ведь исчо и дорогие. Они на деревьях не растут. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 часов назад, Дима сказал:

Если бы все было так хорошо не разрабатывались бы машины 3456789 и так далее покаления. Если их уже в Афганистане сбивали пачками, то с тех пор где то что то продвинулось. И у брони и у снаряда. 

Как у него с боевой живучестью? Одной ракеты хватает? Насколько понимаю и брони тоже нет? Стрелковка ему бо-бо сделать может? А то мне друг хвастался что они с отцом такой вроде сбили из ПКМ и винтовки. В Чечне. 

Про эту машину ходят легенды.Их закупают все страны мира.В том числе и США.Сбили всего один вертолёт.И то он возвращался  после доставки гуманитарной помощи.Его подленько сбила Умеренная Сирийская оппозиция.Второй вроде подбили на земле,во время эвакуации второго пилота СУ-24,сбитого турками.

МИ-8.jpg

Изменено пользователем Мар.Тира

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...