Перейти к публикации

Serg65

Новичок
  • Публикации

    2
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

4 Нейтральный

Посетители профиля

Блок посетителей профиля отключен и не будет отображаться другим пользователям

  1. Корабли разведки Недавно Евгений Дорошенко опубликовал фотообзор посвящённый кораблям разведки. Фотообзор вполне удачный, но за сухостью фотографий скрыта интереснейшая боевая жизнь. Вот об этой жизни разведчиков я и хотел бы поговорить, экипажи кораблей разведки не сидят в засаде, не захватывают языков, не крадутся в тылу врага но, тем не менее, их боевая жизнь тоже полна подвигов и героизма! В своем рассказе я воспользуюсь статьёй Александра Широкорада и фотографиями Александра и Виталия Костриченко (да простят они мне эту наглость) http://www.bratishka.ru/archiv/2012/01/2012_1_14.php Боевая служба На боевую службу корабли разведки (РК) ходили под гидрографическим флагом ВМФ СССР, личный состав был в гражданской форме. Выходы кораблей из базы осуществлялись скрытно, преимущественно в темное время суток. Тихо стоящие у причала невзрачные «посудины» ни у кого не должны были вызывать подозрений. РК постоянно находились на грани войны. Над ними на высоте нескольких метров проносились реактивные штурмовики, зависали вертолеты. Военные суда США всячески, включая навалы, пытались оттеснить наши РК от своих военно-морских баз и из районов учений. Так, 28 декабря 1958 г. был обстрелян в нейтральных водах вблизи побережья Южной Кореи малый РК «Унго» ГС-34. Убит рулевой матрос Кажаев, четыре члена экипажа получили ранения. У острова Гуам в 1978–1979 гг. малый РК «Анероид» периодически занимался ловлей рыбы недалеко от берега. Причем рыбки эти были стальные — всплывшие учебные торпеды, выпущенные с американских подводных лодок. В 1979 г., поймав очередную «рыбку», командир «Анероида» взял курс на Владивосток. Однако на сей раз янки засекли подъем «рыбки» на борт РК. Командование 7-го флота буквально встало на уши и срочно запросило Госдепартамент и президента — что делать? В течение 12 часов два авианосных соединения были отправлены из Йокосуки и с Филиппинских островов с задачей перехватить траулер. Через один или два дня «Анероид» был окружен американскими кораблями около острова Окинава.Тем временем между Белым домом и Кремлем шли интенсивные переговоры.В конечном итоге капитан РК, протянув до предела время, демонстративно сбросил торпеду за борт. Формально это действо стало выигрышем американцев. Ну а, с другой стороны, капитан РК тоже «сохранил лицо». Он-де не военный моряк, судно гидрографическое, никто не знал, что за штука всплыла рядом с судном. А традиция поднимать на борт непонятные объекты, плавающие в море, существует уже много веков. Ну и ребята из ГРУ были тоже довольны. Надо полагать, что торпеда утонула далеко не в полной комплектации после почти двухсуточного нахождения на борту РК. В ходе вьетнамской войны с апреля 1964 г. по 31 декабря 1974 г. разведывательные корабли бригады ОСНАЗ ТОФ постоянно дежурили в районе Южно-Китайского моря, Тонкинского залива и острова Гуам на маневренных позициях. Помимо решения своих специальных задач они осуществляли боевое (разведывательное) обеспечение боевой деятельности советских подразделений ПВО и вьетнамцев. Наши РК решали следующие задачи: — непосредственное слежение за авианосными ударными и противолодочными группами, выявляя их районы маневрирования; — предупреждение командования ВМФ СССР и ТОФ о готовящихся к вылету самолетах палубной авиации и об их вылетах на удары по Вьетнаму; — выявление тактических приемов использования палубной авиации и деятельности американских кораблей по блокаде побережья Вьетнама. Разведывательный корабль, находящийся в трех милях от бухты Апра (остров Гуам), помимо главной задачи (вскрытие деятельности американских ПЛАРБ), обнаруживал взлеты стратегических бомбардировщиков Б-52 с авиабазы Андерсен и отслеживал их перелеты до объектов Вьетнама. Продолжительность перелета составляла около 6 часов, но к этому времени система ПВО Вьетнама была уже предупреждена по сверхбыстродействующей связи с корабля через Генеральный штаб ВС СССР и далее до подразделений ПВО. РК во Вьетнамской войне сильно потрепали нервы исключительно избранной нации, основным районом разведки был центр боевого порядка 77-го оперативного соединения (авианосного ударного соединения 7-го флота США), или, как его называли американцы, «Янки стэйшн». Именно они вскрыли истинную причину «Тонкинского инцидента» (РК «Протрактор»), вскрыли массированную постановку гидроакустических и магнитных мин на подходах к Хайфону (РК »Дефлектор»). Что позволило предотвратить подрыв нескольких советских судов. 8 марта 1961 г. в шотландский порт Холи-Лох прибыла первая американская ПЛАРБ «Патрик Генри», а уже в апреле британские газеты начали писать о таинственных советских траулерах, неизвестно чем занимающихся у входа в эту бухту. Позже одна из американских ПЛАРБ, пытаясь уйти от слежения советского «траулера», даже вылетела на мель. Со второй половины 20-го века Средиземноморский регион стал эпицентром военных конфликтов и локальных войн. 13 февраля 1971 г. была сформирована 112-я бригада разведывательных кораблей. В ее состав вошло 12 кораблей: большой РК «Запорожье» (корабль 1 ранга); средний РК «Харитон Лаптев» (корабль 2 ранга); малые РК «Веха», «Теодолит», «Кренометр», «Лотлинь», «Траверз», «Барометр», «Архипелаг», «Пелорус», «Находка», «Селигер» (корабли 3 ранга); ПМ-13, ПСКЛ-З и БСС-79850. Основной задачей РК Черноморского флота было слежение за авианосными соединениями США и ПЛАРБ в Средиземном море. Наши РК непрерывно находились у берегов Израиля и вели радиотехническую разведку. Так, РК «Крым» и «Кавказ» ловили любое электронное излучение на территории этой страны и прослушивали все телефонные переговоры. Ни один американский корабль не входил незамеченным в Средиземное море. Так, новый авианосец «Нимитц» с ядерной силовой установкой отправился в Средиземное море в июле 1976 г., и уже у Гибралтара его встретил средний РК «Юпитер». В 1977 году моряки разведывательного корабля «Юпитер» спасли итальянских рыбаков, взяв их на буксир. Разведывательный корабль не имел права этого делать, но человечность советских моряков взяла верх над секретными инструкциями. Рыболовное судно было отбуксировано к берегу, а затем передано гидрографическому судну Черноморского флота «Память Меркурия». Именно этому судну и достались лавры спасателя, в том числе и благодарность правительства Италии во главе с Альдо Моро, а истинные «виновники торжества» остались в тени. Позже «Юпитер» осуществлял поиск и слежение за атомными подводными лодками США в районе базы ПЛАРБ в Роте (Испания). В 1987 г. «Юпитер» отслеживал агрессивные действия 6-го американского флота против Ливии в заливе Сидра, этот корабль первым сообщил в Москву о нападении Ирака на Кувейт. Наши моряки за более чем полувековую службу РК в мировом океане проявили чудеса мужества, настойчивости и выдержки. Типичный пример — действия одного из советских траулеров летом 1960 г., пытавшегося помешать буксиру ВМФ США поднять из воды макет баллистической ракеты «Polaris», запущенной с подводной лодки в ходе испытаний в районе полигона Лонг-Айленд . Из-за вездесущности этих советских разведчиков, активности их действий очень скоро «среди командиров кораблей американского флота распространилось убеждение, что быть «мухой в супе» и есть главная роль этих советских корабликов». Когда в 1972 г., накануне подготовки переговоров о заключении Соглашения о предотвращении инцидентов на море, был составлен список подобных фактов за предыдущие шесть лет, выяснилось, что в 32 случаях из 79-ти «героями» столкновений оказались те самые «разведтраулеры» . Каждый из них становился предметом заявления дипломатических протестов. Из подготовленного американским флотом перечня следовало, что советские траулеры фактически терроризировали флот США. В январе 1965 г. у берегов Исландии судно «Вертикаль» приблизилось на 75 футов к исследовательскому кораблю американского флота “Dutton” и, несмотря на предупредительные сигналы о наличии буксируемого устройства, прошло рядом с кормой американского судна и перерезало кабель магнитометра. После того как американские моряки восстановили кабель и продолжили свои операции, советское судно вновь попыталась обрезать кабель. В феврале 1965 г. у побережья Калифорнии советский траулер «Арбан» занял место прямо по курсу американского авианосца “Hornet”, производившего заправку топливом на ходу с танкера “Ashtabula”, заставив американские корабли произвести аварийное разъединение топливных шлангов. В ходе войны во Вьетнаме советские траулеры настолько серьезно затрудняли действия авианосцев США, что это стало предметом дипломатических протестов. Так, в январе 1966 г. заместитель помощника госсекретаря США А. Джонсон заявил протест советскому послу А. Добрынину по поводу действий советского траулера «Гидрофон», неоднократно пытавшегося сорвать взлет палубной авиации с авианосцев “Enterprise” и “Kitty Hawk”. Адмирал Дж. Холлуэй вспоминал, что, командуя в этот период атомным авианосцем «Энтерпрайз», имел обыкновение при первом же появлении поблизости советского AGI разворачивать в его сторону свой 90 000-тонный авианосец и давать самый полный ход: «И советский траулер убирался к черту с нашего курса!». У американцев даже была инструкция « Как отличить советский корабль разведки от рыболовецкого траулера» 1.- если на нём антенн больше, чем рыболовных снастей. 2.- если ему надо ловить рыбу обязательно у крейсера ВМС США. 3.- если они знают капитана крейсера по имени, знают все частоты и оборудование крейсера. Послесловие Уважаемый читатель! Да, я согласен, корабль разведки это не линкор и даже не эсминец, он имеет малое водоизмещение, небольшую скорость, порой весь в ржавчине и вмятинах, но благодаря таким кораблям Москва получила огромный массив информации о деятельности вооруженных сил США и НАТО. Помимо этого РК перехватывали большой поток экономической и политической информации. За кажущейся неказистостью скрывается геройство, стойкий боевой дух и упорство в достижение поставленной задачи. Командиры и экипажи кораблей разведки достойны уважения, их смелость, настойчивость в работе стали легендарными среди моряков, как Советского флота, так и флотов стран НАТО. Северный флот-159 бригада ОСНАЗ Тихоокеанский флот-38 бригада ОСНАЗ Черноморский флот-112 бригада ОСНАЗ Балтийский флот-72-й отдельный дивизион ОСНАЗ
  2. Serg65

    Партизаны

    В середине 80-х служил я на одном из СКРов 30-й дивизии КЧФ, корабль после боевой становился в плановый ремонт. Не успели мы встать к стенке Севморзавода, как к нам прислали человек 20 партизан на переподготовку, мы по первой как то и не расстроились. не в первый раз рабочая и колхозная молодёжь набранная из разных городов и областей призывается на переподготовку, но мы жестоко ошиблись! Ребята эти были из местной Овсиги (вспомогательный флот ВМФ), народ тёртый и к морской жизни привычный, а так как буксиры, ВТНы и другие рейдовые суда под синим флагом частенько или стояли рядом, или проходили мимо, то с едой и выпивкой у наших партизан проблем не было. Картошка на пару в низах варилась довольно таки часто, да и наши годки зачастили в кубрик партизан, в общем намучились мы с ними от души и тут нашего старпома осенило! Собрал он их на бакборте и двинул речь "Товарищи матросы, корабль становится в док, перед постановкой в док нам запарили танки, так вот....если у вас есть желание досрочно сойти на берег и досрочно закончить курс. переподготовки предлагаю зачистить танки и вы свободны!" Идея была отличная, но ктож знал что товарищи матросы не горели желанием корячится в тесных танках и таскать вёдрами смесь воды и соляры за 50 метров в береговую ёмкость?! В общем эти вороги вошли в сговор с трюмными и палубными электриками по средством 4-х бутылок водки, с их помощью вооружили погружной насос, а так как шлангов до берега не хватило решили откачивать в 200-т литровые бочки. Разницу диаметров шланга и входного отверстия бочки решили компенсировать ветошью обмотанной вокруг шланга и сидящим на бочке человеком. И вот картина маслом!!! По правому борту подходит катер с командиром и только он делает шаг с трапа на палубу, по левому борту начинает бить фонтан!!!! При мощности насоса (если мне память не изменят) 30 м3 в час, боец державший шланг начал работать в режиме поливальной машины и залил маслянистой жидкостью по левому борту на юте всю палубу, обе артустановки и ангар для буксируемой ГАС. Приводить дословно рассказ командира о родословной старпома, командира БЧ-5, вахтенного офицера и этих самых партизан не буду по условиям конкурса (запрещение мата), но наши партизаны в тот же вечер чуть ли не с оркестром и с неподдельной радость на наших лицах досрочно сошли на берег!
×